Любовь Савина
Физическая активность как основа готовности дошкольников к успешному усвоению школьной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы по формированию у детей физической активности при подготовке их к обучению в школе.
Цель моей работы: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников.
Задачи: 1. Формирование у детей потребности в ежедневной двигательной активности.
2. Создание условий для развития физической активности.
3. Содействовать охране и укреплению здоровья детей.
4. Развитие у детей предпосылок для успешного усвоения школьной программы.
Публикация «Физическая активность как основа готовности дошкольников к успешному усвоению школьной программы» размещена в разделах
Воспитание здорового подрастающего поколения - это очень ответственная задача, стоящая перед нами педагогами. По статистическим данным, только 10%детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Современные дошкольники испытывают серьёзные умственные перегрузки. В наш век компьютеров и видеоприставок дети большую часть времени проводят без движения. Двигательная активность играет огромную роль в формировании растущего организма. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своим телом. Нередко, именно из-за недостаточности развития физических качеств некоторые дети отстают в учении. Очень важно к моменту поступления в школу развивать у ребёнка ловкость, координацию, гибкость, выносливость. Детский сад - это не просто учреждение, куда дети приходят каждый день, но и особый мир, где они подготавливаются к самостоятельной жизни, получают необходимые умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни. Поэтому очень важно рационально организовать режим дня в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Физическая активность детей осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной активности. Поставленные задачи успешно решаются на практике.
В режиме дня обязательно присутствуют и проводятся:
*Ежедневная утренняя гимнастика - важнейший компонент двигательного режима детей, как средство тренировки и закаливания организма. Она включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами и без, с обязательным введением дыхательных упражнений, способствующих полноценному физическому развитию и является профилактикой заболеваний дыхательной системы.
*Динамические паузы - физминутки включаются в каждое занятие, когда наступает утомление, внимание детей ослабевает. Это вид оздоровительно-развивающей гимнастики способствует развитию внимания, формирует чувство темпа и ритма движения, укрепляет межполушарные связи головного мозга.
*Пальчиковая гимнастика - устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки к письму. Важную роль играет освоение детьми разнообразных графических умений - штриховка, обводка, работа на листе в клетку. Для развития координированности, точности движений применяется тренировочное упражнение "пальчиковый бассейн", активизирующий зрительное восприятие, тактильно-двигательную память.
*Бодрящая гимнастика - проводится после дневного сна, 5-10 минут. Она помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. В комплексы бодрящей гимнастики включаются: разминка в постели, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки.
*Самостоятельная двигательная деятельность - в свободное время, во время утреннего приёма, до занятий, между занятиями, во второй половине дня. Переключает детей на творческую активность и динамическую деятельность, снимает умственное и физическое напряжение, повышает эмоциональный тонус организма. Для развития физической активности создан физкультурный уголок. Физические упражнения с мячами развивают мелкие мышцы кисти, способствуют координации движений, учат ориентировке в пространстве.
*Подвижные игры на прогулке - развивают у детей ловкость, выносливость, координацию движений, дарят детям радостные эмоции. Расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется пространственная ориентировка, умение действовать совместно.
В физическом развитии дошкольников немаловажную роль играет спортивно - досуговая деятельность. Главная её цель - удовлетворение природной потребности детей в движении, приобщение к здоровому образу жизни. Совместные праздники укрепляют взаимоотношения детей и родителей.
Участие детей в спортивных праздниках вызывает у них положительный эмоциональный настрой, создаёт радостное настроение, развивается ловкость, гибкость, координация движений, которые как необходимы для достижения успеха в учебной деятельности.
Работа по формированию физической активности детей проводится при взаимодействии с воспитателем по физической культуре. Занятия физическими упражнениями вносят большой вклад в подготовку детей к обучению в школе. Развитие координации движений способствует применение различных физических упражнений и игр системы "глаз-рука".
Таким образом, проводимая мною работа способствует значительному повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья, повышает умственную и физическую работоспособность. Физически развитому ребёнку легче справится с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.