наталья назарукова
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у детей с ОВЗ мелкой
моторики рук в продуктивных видах деятельности»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Истоки способностей и дарования детей -
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что у детей очень слабо развита и общая моторика рук,
и общая неготовность большинства современных детей к письму,
а так же проблемы с речевым развитием.
Задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук.
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Улучшить общую двигательную активность.
Содействовать нормализации речевой функции.
Развивать воображение, мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Приемы работы:
-систематичность
-последовательность-(от простого к сложному)
-все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка
недопустимо переутомление ребёнка
Основные принципы в работе:
принцип доступности
принцип гуманности
принцип деятельности
принцип интеграции
принцип системности
принцип преемственности
Средства развития мелкой моторики:
Пластилин
Бумага
Песок
Вода
Карандаши
Счетные палочки
Нитки, шнурки, ткани
Крупа, бусы, пуговицы
Рисование свечой и красками.
Свечой можно работать остриём, торцом или плашмя. Свеча оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно.
Покрываем полностью наш формат теплыми оттенками акварели. Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.
Рисование ватными палочками.
«Пуантилизм» – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста.
Рисование растворимым кофе.
Задачи: Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество.
Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
Воспитывать доброе отношение к природе.
Рисование штампами.
Задачи:
- Обучать практическим навыкам работы круглой и плоской кистью
- Развивать фантазию, а так же мелкую моторику и пространственное воображение
- Закреплять умение строить композицию.
- Воспитывать любознательность, а так же так же точность и аккуратность
- Знакомить с нетрадиционными техниками рисования.
Лепка – это очень увлекательное и полезное занятие.
Оно оказывает благотворное влияние на фантазию и творческое восприятие ребёнка,
а также развивает мелкую моторику рук.
Лепка из теста – увлекательный способ времяпрепровождения с детьми.
К тому же это универсальный материал для творчества.
Процесс изготовления массы не составит труда, а все ингредиенты доступные и натуральные. Знакомить ребёнка с лепкой из солёного теста можно с одного года.
А вариантов поделок огромное количество.
Обрывная аппликация.
Для изготовления поделок в этой техники требуется совсем мало приспособлений.
И не надо работать с ножницами, что для детей с особенностями здоровья большой плюс, так как является безопасным развивающим занятием.
Техника аппликации Айрис-Фолдинг.
Техника рукоделия заключается в складывании по спирали цветных полосок бумаги.
Аппликацию составляют по шаблону, закрепленному с обратной стороны картонного основания. Внешне элементы поделки напоминают затвор фотокамеры.
Оригами – беспроигрышный способ на несколько часов увлечь ребенка дома или в дороге.
Яркие разноцветные фигурки из бумаги, созданные своими руками, приводят малышей в восторг.
А еще это полезное упражнение для мелкой моторики, сообразительности и усидчивости.
Работа с пряжей.
В процессе рукоделия очень часто остаются небольшие клубочки ниток, которые долгие годы могут пролежать дома, ведь очень непросто найти применение для таких остатков. Хороший выход в таком случае — это изготовить поделки из ниток. Такое занятие поможет развлечь ребенка зимними вечерами, поможет развить усидчивость и мелкую моторику. Полезные и необычные поделки из остатков ниток смогут не только провести время с пользой, но и украсить дом. Игрушки из ниток не сравнятся с покупными, поскольку в них вложен труд и частичка души самого ребенка.
Результативность.
Совершенствовалась ручная умелость.
Способствовало развитию речи и формированию психических процессов.
Пополнилась развивающая среда.
Создана картотека пальчиковых игр.
Систематизирован информационно – наглядный материал для родителей воспитанников.