оксана подрядова
Формирование простейших образно-выразительных умений для детей 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование простейших образно-выразительных умений для детей 2–4 лет
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социальных и духовных направлений общественного устройства.
Творчество – это:
искать;
изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это:
деятельность, рождающая нечто новое;
свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Публикация «Формирование простейших образно-выразительных умений для детей 2–4 лет» размещена в разделах
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития образно-выразительных умений и способностей дошкольников.
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе.
В процессе работы над спектаклем:
интегрируется содержание разных образовательных областей;
создаются условия для познавательной деятельности;
создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
формируются коммуникативные качества;
расширяется социальный опыт.
развиваются творческие способности.
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость. Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится сегодня актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Какими средствами театрализованной деятельности возможно развитие творческих способностей ребёнка в детском саду? Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений, образные упражнения, музыкально – пластические импровизации, игры – импровизации, игры- драматизации, театрализованные игры, разнообразные театры, инсценировка сказок, постановка спектакля.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д.
Через игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать при помощи выразительных средств разнообразные эмоции.
В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи.
Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому - преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу - всё это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Использование театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления. Основная их цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включать в праздники и развлечения.
Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринуждённо включаться в действие, перенимая опыт взрослого.
От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Для развитие творческих способностей через театральную деятельность выделяют следующие задачи:
• Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников;
• формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять творчество в различных видах деятельности;
• пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
• формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
• развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
• совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию;
• расширять представления об окружающем мире средствами театрального искусства;
• воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Театрализованная деятельность может быть включена в НОД,; в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей и, конечно же, в работу с родителями.
Несомненно, огромное значение в приобщении к любому виду деятельности имеет организация развивающей предметно -пространственной среды.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и полоролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:
• Содержание и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:
• Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
• Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
• Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
• Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
• Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
• Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
• По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео - записей театральных постановок.
Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Оформление при постановке театрализации.
Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.
Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали. Для оформления спектакля не нужно стремиться точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробности. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одной - двумя характерными предметами, определяющими место действия. Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т. п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.
Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т. п.
В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали (пуговки, бантики, складочки, их все равно не будет видно. Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. д.
Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элемент рабочей одежды, пояс (элементы национального убора) и т. д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение. Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей. Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно-тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.
Для развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность в своей группе мною была создана предметно-пространственная среда в группе :
-Это зона театрализованной деятельности, где есть разнообразные атрибуты и декорации к театрализованной деятельности, костюмы для ряжения. маски, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, настольная ширма, фланелеграф, представлены разные виды театров:
- Пальчиковый театр
- Театр кукол би-ба-бо
- Театр на фланелеграфе
- театр кукол на столе
- театр на палочках
-Театр теней
- Театр на лопатках
- Дидактические игры («Разыграем сказку», «Кто спрятался?», «Скажи волшебное слово», «Что случилось бы если?»)
- Сделана картотека театральных этюдов. упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр-превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
В работе с воспитанниками, я стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
-Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:
«Кактус», «Чудесное дерево», «Лимон», «Носик Буратино» и др.
Пальчиковый игротренинг «Лебедушка», «Как у нашего кота», «Пальчики».
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «»Ветерок», «Маятник», «Язычек» и др.
Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова, например «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
-Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».
-Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти как кошечка, попрыгать как зайчик, обезьянки на прогулке и тд.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
В работе с детьми использую различные методы и приемы:
1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать. что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
например "Мы_зрители", " Мы -актеры" и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, по которым осуществляется постановка спектакля. Литературный материал незаменим во всестороннем развитии детей, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
3. Игры и игровые упражнения. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи : одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки; для другого- школой формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
4 Проигрывание этюдов, передающие различные характеры и качество человека.
5 Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно -вербальных)
6 Театрализованная деятельность (игры- драматизации, театр игрушек, театр на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр,би-ба-бо и др,которая несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных. социальных. патриотических ценностей.
Работа ведется в тесном контакте с родителями. Использую, как традиционные формы-стендовые консультации. буклеты:" Театр в жизни ребенка", " Знакомим с разными видами театров". ,выступления на родительских собраниях : " Как устроить домашний театр для детей", так и нетрадиционные: совместные детско-родительские викторины" Викторина по сказкам Корнея Чуковского", приобщение родителей к изготовлению декораций и атрибутов для театрализованной деятельности.
В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел)