Анжелика Кравченко
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Хохломская роспись»
Презентация, конспект занятие по познавательному развитию
«Ознакомление с окружающим миром»
Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками.
Тема "Хохломская роспись"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла. Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
2. Развивать интерес к изучению народных промыслов.
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей)
В зимнее и холодное время года у многих людей бывает плохое настроение, а у вас какое сегодня настроение? (ответы детей).
У кого хорошее настроение - подарите друг другу улыбки. А у кого было грустное, плохое мы сейчас изменим прослушав сказку
Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей)
Как называется наш город? А область? (ответы детей)
В России очень много областей и городов, и сейчас я расскажу о Нижегородской области, но не о городе, а ….
Беседа «История Хохломского промысла»
Описание слайда № 1
Воспитатель: Издавна наша Русь славилась своими ремёслами, которые изготовляли мастера. И была наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. Вот историю одного села с его чудо-мастерами я вам и поведаю.
Сказ о "Хохломе"
Сказывают в народе о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую дере-вянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)
Описание слайда № 2
Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.
Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная.
Хохлома - посуда не простая, а точно – золотая!
С яркими узорчиками ягодками и листочками.
Называется она – Золотая Хохлома.
Все листочки – как листочки, здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди называют хохломой
Описание слайда № 3
Хохлома - старинный русский народный промысел, яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. В том глухом лесном краю исторически сложились благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто договорившись, поделили между собой весь процесс изготовления. Жители, деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Описание слайда № 4
Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.
Описание слайда № 5
Как вы думаете, трудно ли изготавливать такую посуду? (ответы детей)
Конечно, изготовить ее не просто. Сначала изделия вытачивают на станке, затем шпаклюют — покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое делают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шкурят — протирают наждачной бумагой. Это такая специальная бумага, покрытая очень мелкими частицами камня (показ). Затем изделие олифят — покрывают специальным составом для деревянных поверхностей, который быстро высыхает. А уже потом изделие лудят — покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.
Описаний слайда № 6
В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Описание слайда № 7
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, золотая хохлома!
Воспитатель: почему автор стихотворения называет золотая хохлома? (ответы детей)
Посмотрите на иллюстрацию, какие цвета использовал мастер, который расписал? (ответы детей)
Этот узор получил название «Кудрины». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют
Описание слайда № 8
А какие узоры использовал художник? А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травный орнамент». Ведущий стебель называется – криуль.
Описание слайда № 9
Следующий орнамент называется узор «Листочки». В узорах есть разные листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.)
Описание слайда № 10
Узор «Травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок
«Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника.
Описание слайда № 11
В узорах есть разные ягоды Узор «Ягодки». Это рябина, земляника, смородина, малина, крыжовник. В этом орнамента присутствуют красные, зеленые, белые цвета.
Игра «Положи слово в шкатулочку»
Вопросы:
1. Какая посуда? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, деревянная, яркая, узорчатая, праздничная, замечательная).
2. Какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)
3. Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)
4. Какими узорами украшают мастера свою посуду? (ягодки, травинки,веточки, цветочки, кустики, птицами и иногда рыбами)
Описание слайдов № 12, 13, 14,15
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
В основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали глиной и покрывали олифой (льняным маслом) и несколько раз сушили, иначе от горячей еды посуда бы потрескалась. После этого деревянная посуда становилась «золотой». Затем изделия расписывали черной, красной, зеленой и желтой красками.
А в наше время мастера научились делать современную декоративную детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.
Исследовательская деятельность.
Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть. Описать его.
Игра «Укрась посуду»
На бумажную тарелку дети накладывают черную тушь смешанную с клеем ПВА, после высыхания приклеивают вырезанные элементы хохломской росписи из фольги, золотистой и цветной бумаги, украшают.
Далее, предложить детям высказать свои впечатления от полученных работ.
Итог занятия:
1. Какая красивая у вас тарелка получилась! А можем это чудо назвать панно?
2. Напомните мне, как же называется ваш узор? (травяной, ягодки, травка, листочки)
3. А какого цвета?
4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить его?
5. О чем напоминает вам роспись?
6. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?
Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)