Кубекова Ботагоз
Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
2 слайд
Актуальность
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Н. Н. Поддьяков
С введением Федеральных Государственных требований меняются требования к самому воспитателю и методам обучения и воспитания дошкольников.
Позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира.
Умение изобретать.
Создает творческую личность.
3 слайд
По характеру объектов, используемых в эксперименте :
Публикация «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты с объектами живой природы.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в парке.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос реб
4 слайд
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
5 слайд
Правила безопасности при проведении опытов:
Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;
Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
Нельзя брать в рот лед;
Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;
Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
После опыта убирать
6 слайд
Алгоритм организации детского экспериментирования.
Выбор объекта исследования.
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
Прогнозирование результата.
7 слайд
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования
(эксперимента, опыта).
Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.
Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
Наблюдение результатов эксперимента.
Фиксирование результатов эксперимента.
Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
8 слайд
Игры – экспериментирования (долгосрочные наблюдения-эксперименты)
«Цветная капуста»
«Заплесневевший хлеб»
«Фокусы с водой»
9-10 слайд
«Цветная капуста» (Длительность проведения 3 дня)
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета (колер) и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
11-12 слайд
Заплесневевший хлеб
Задачи: выяснить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия
Материалы и оборудование: ломтики хлеба, полиэтиленовый пакет, лупа.
Ход: Дети помещают хлеб в разные условия: в пакет и в теплое место, в пакет и в холодное место, без пакета Наблюдают в течении нескольких дней.
Замечают: Во влажных теплых условиях появляется плесень, в холодном и сухом – плесень не образуется.
Вывод: Хлеб нужно хранить в холодильнике, можно посушить сухари.
13-18 слайд
Фокус с водой»
Материалы: 3 стакана, вода, пищевые красители, бумажные полотенца.
Ход: Возьмите 2 цвета пищевых красителей (жёлтый и синий, размешайте в половине стакана воды. Возьмите пустой стакан и соедините все три сосуда двумя скрученными бумажными полотенцами (пустой стакан должен быть в центре).
Замечают: Вода перемещается из полных стаканов в пустой, смешиваясь и наполняя пустой стакан водой совершенно нового оттенка!
Вывод: Вода может перемещаться из одного сосуда в другой.
19 слайд
Демонстрационные опыты, реализуемые родителями совместно с детьми
«Цветное и движущее молоко»
«Кочевание воды»
«Плавающее яйцо»
«Озорные зубочистки»
«Подводная лодка»
20-21 слайд
Опыт: цветное и движущееся молоко
Эксперименты для детей с молоком очень просты и доступны, но они действительно могут завораживать интересными картинами.
Вам потребуется:
Немного молока – около 50-100 мл
Неглубокая емкость или тарелка
Любые краски
Жидкое мыльное средство
Ход выполнения:
Наливаем в тарелку молока
Добавляем любые красители
Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке
Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться
22-23 слайд
Кочевание воды
Удивительные эксперименты для детей с водой : давление воздуха
Существуют различные водные эксперименты для детей. Но этот самый простой и познавательный.
Вам нужно:
Стакан с водой
Кусок картона или лист бумаги
Выполнение:
Наполните наполовину стакан водой, хотя ее точное количество не играет большой роли. Главное, чтобы был воздух
Теперь поместите кусок картона на отверстие, поверните стакан на 180 градусов
Как только стакан будет перевернут, вы можете отпустить картон. Вода не выльется, а картон будет держаться
Объяснение:
В стакане отрицательное давление ниже, чем в окружающей среде, создается мини-вакуум. Давление снаружи больше, так что картон прижимается к стакану и предотвращает вытекание воды
24-26 слайд
«Убегающие зубочистки» Материалы: миска с водой, зубочистки, жидкость для мытья посуды
Ход: Располагаем зубочистки по краю миски с водой. В центр миски капаем капельку средства для мытья посуды.
Замечаем: Зубочистки молниеносно разбежались к краям миски.
Вывод: В чем же причина? Средство для мытья посуды растекается по воде, увлекая за собой зубочистки.
27-29 слайд
«Тонет – плавает» (опыт с яйцом) Задачи: выяснить когда яйцо будет плавать, а когда тонуть.
Материалы: Возьмите 2 банки, вода, яйцо.
Ход: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо.
Замечают: В первой банке яйцо утонет, а во второй (с солью) оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
30-31 слайд
Подводная лодка.
Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Игровой материал: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Ход игры: Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
32 слайд
Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента :
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
33 слайд
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А