Наталья Федорова
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, анализировать, исследовать ситуацию.
В соответствие с этим еще в дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития : активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Основанием для разработки проекта послужили такие нормативные документы, как:
• Закон РФ «Об образовании», 1996 г.
-ст. 2: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования…»;
- ст. 18: «Воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей…».
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 г.
-ст. 4: «Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей…»;
-ст. 7: «Педагогические и другие специалисты несут ответственность за работу по воспитанию, образованию и охране здоровья ребенка…».
• Конвенция о правах ребенка
-ст. 27: «…право каждого ребенка на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка».
• Концепция содержания непрерывного образования, 2003 г.
-«…дошкольное образовательное учреждение, которое предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетам возрастных и индивидуальных способностей…»
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени одна из них направлена на:
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
• Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, 2007 г.
- «На дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений».
- «Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за приделы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт».
- «Основой формирования компетенции ребенка дошкольного возраста являются общие способности : коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие».
-«Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт».
Актуальность исследования в том, что театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность, развивающая творческие способности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, программно-методическую литературу по вопросам развития творческих способностей детей, повышая собственный уровень профессиональной компетентности.
2. Подобрать и адоптировать театрализованные игры, этюды и упражнения.
3. Определить механизмы активного включения родителей в создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
4. Апробировать систему критериев и показателей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих своевременное получение информации об актуальном состоянии развития ребенка дошкольного возраста.
5. Обобщить и представить опыт по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованную деятельность, педагогическому и родительскому сообществу.
Возникает противоречие: с одной стороны - признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Предполагаемый образовательный результат.
• На уровне ребенка
Творческая способность :
- представления о художественном образе спектакля, как продукте коллективной творческой деятельности всех его участников;
- основы театральной культуры;
- умение создавать по эскизу и словесной инструкции декорации и персонажи из различных материалов (бумаги, ткани, соленого теста, бросового материала);
- умение передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, движения и интонационно-образной речи;
- навыки кукловождения куклами различных систем (перчаточным, марионетками и т. д.);
- умение вносить изменения и придумывать новые сюжетные линии сказок, литературных произведений, передавая их образ выразительными средствами в игре драматизации, спектакле;
- постижение народной мудрости, добра, красоты через отождествление себя с персонажами сказок, песен, пословиц, поговорок и т. д. ;
- умение создавать пантомимы на самостоятельно придуманные темы, придумывать детали костюма.
• На уровне родителей:
- формирование педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей.
• На уровне ресурсов:
- обогащение развивающей среды, через создание различных видов театра, дидактических игр;
- обновление методического обеспечения по вопросам особенностей развития творческих способностей детей.
• На уровне педагога:
-Повышение профессиональной компетентности через:
• прохождение курсов ИРРО;
• освоение инновационных технологий;
• посещение семинаров, практикумов;
• изучение методической литературы;
-разработка программы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Творческие способности - общее отношение ребенка к окружающему миру, как объекту преобразования и открытия. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности, и здесь велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
этапы моей педагогической деятельности на межаттестационный период:
1. Информационно-аналитический этап. (с сентября 2008 года по январь 2009 года.).
2. Организационный этап. (с февраля 2009 года по апрель 2014 года.).
3. Диагностический этап. (с апреля 2014 по май 2014 года).
В центре «театрализованной деятельности» мы с родителями постарались создать не отдельных кукольных персонажей, а сразу героев одной сказки. С этими куклами знакомили детей, обучали их управлению и начинали разучивать сказку. Так у нас в группе появились первые театры :
- на фланелеграфе, магнитный,
- театр ложек, кружек, конусный, мягких игрушек, резиновой игрушки,
- плоскостной.
- куклы к сказкам «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша медведь», маски, шапочки различных героев к потешкам, стихам.
Мы стремились к тому, чтобы наши куклы были выразительными, яркими, удобными в управлении детьми дошкольного возраста.
Для того чтобы кукольный театр постоянно принимал участие в работе детского сада, необходимо выпускать новые спектакли, создавая к этим спектаклям театральные куклы. Это требует совершенствования навыков изготовления и управления театральными куклами различных систем для меня педагога и родителей. Для достижения этой цели, требуется регулярно проводить: родительские собрания, беседы, семенары-практикумы и большое внимание уделять индивидуальной работе с родителями и детьми. Чаще приглашать на утренники, досуги и развлечения. Было решено создавать куклы различных систем: настольные, куклы на гапите, марионетки, тростевые, большие напольные, куклы с живой рукой, куклы системы «люди куклы» (костюмы).
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Это предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью.
Театр кукол - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. Театр кукол различается устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы - перчаточные, тростевые и др.). В русском театре кукол прославился театр Петрушки. Один из ведущих кукольных театров - Центральный театр кукол им. С. В. Образцова (Москва).
Импровизировать - исполнить (-ять) художественное произведение, создавая его в момент исполнения.
Драматизировать - переделать (-лывать) какое-нибудь произведение, придавая ему форму драмы. Сделать драматичным, наполнить драматизмом.
Спектакль - театральное представление.
Режиссер - творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.
Актер - артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении.
Декоратор - художник, пишущий декорации, оформляющий сцену, съемочную площадку.
Зритель - тот, кто наблюдает происходящее со стороны, смотрит представление, фильм, спортивное состязание.
Атрибуты - необходимый, постоянный признак, принадлежность.
Марионетка - театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей.