Варвара Воскобоева
Преодоление затруднений в формировании связной речи дошкольника в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие психические формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Публикация «Преодоление затруднений в формировании связной речи дошкольника в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его
полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому очень важно при организации образовательных ситуаций общения стимулировать речевую активность ребнка, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Необходимо использовать для этих упражнений то, что дошкольник видит вокруг, – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов и его свойств, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» – «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.» – «А что есть у дерева?» – «Корень, ствол, ветки, листья.»
К 4-5 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спрашивайте у ребенка: «Что бывает высоким?» – «Дом, дерево, человек.» – «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» – «Река, улица, лента.» – «А что шире – ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?. Используются для таких упражнений и интересные ребенку игрушки.
Четырех -пятилетнему малышу можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Получаются описания игрушек – можно предложить дошкольнику
самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы по картинкам. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка – елочка – корзинка – грибок – ежик.). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед.», а ребенок ее заканчивает: «. да баба»; взрослый: «И была у них.», ребенок: «. курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» – «Зайчика». – «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
В работе над развитием речи ребнка также широко используются и конструкторы ЛЕГО в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.
Одним из неотъемлемых средств развития связной речи является рассказывание по картине. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. А. Пельевская, Е. И. Родина, М. М. Конина и др.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Необходимо постепенно подводить ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. А ведь это так важно! Ведь детский мир переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом и необщительном ребенке живет неповторимое сочетание чувств и эмоций.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует сво коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребнку стать активным коммуникатором.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.
Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению ( недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.).
Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр.
И наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Литература:
1. Бойченко Н. А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н. А. Бой-
ченко, Г. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова. – Киев: Рад. школа,
1982 – 112 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержднный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.