Анастасия Лушникова
Преодоление застенчивости посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать
Лушникова Анастасия Викторовна,
воспитатель высшей категории
Описание опыта работы
Тема: «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
«Я от души хотел бы быть любезным,
но моя глупая застенчивость так велика,
что нередко я выгляжу как человек полный высокомерия,
Публикация «Преодоление застенчивости посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
хотя меня всего лишь сковывает злосчастная моя неловкость». Остин Д.
Согласно ряду опубликованных исследований в области детской психологии одним из факторов риска отклонений от нормального развития является чрезмерная застенчивость дошкольников. Статистика утверждает, что около 40% детей, свойственны качества, совокупность которых может быть названа застенчивостью. Застенчивость, согласно Ф. Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».
Актуальность проблемы застенчивости заключается еще и в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями, среди которых важное место занимает застенчивость.
Изучением проявления застенчивости у детей, психолого-педагогических инструментов ее разрешения в разное время занимались Сафин В. Ф., Кон И. С., Изард К., Зимбардо Ф., Василюк Ф. Е. и др. Этими и другими авторами были предложены различные средства коррекции чрезмерной застенчивости детей, одним из которых можно назвать вовлечение ребенка в театрализованную деятельность.
По их мнению, коррекционная работа с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
развитие позитивного самовосприятия;
повышение уверенности в себе и своих силах;
развитие доверия к другим;
снятие телесного напряжения;
развитие умения выражать свои эмоции;
развитие навыков коллективной работы.
Театрализованная деятельность дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. В процессе работы над каким –либо спектаклем (большим или маленьким) дети импровизируют роли, или инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это - словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. А это, в свою очередь, способствует повышению у детей уверенности в себе и в своих силах, развитию навыков коллективной работы.
Следующий аспект: театр - искусство коллективное. Поэтому во время подготовки спектакля, дети дисциплинируются, у них вырабатывается чувство ответственности перед партнерами и зрителями, прививается чувство коллективизма, смелость, а все это просто необходимо застенчивым детям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Придя работать в детский сад, заметила следующую тенденцию: стихи на праздниках, роли в сценках и мини – спектаклях, дают, как правило, очень активным и уверенным в себе детям, а застенчивые почти всегда остаются в тени. Работая в подготовительной группе, было отмечено, что застенчивость присуща четырем детям, а это составляет 15%. И, зная об огромных возможностях театрализованной деятельности, решила попробовать ее в работе и по преодолению застенчивости.
Поэтому познакомилась с некоторыми программами по театрализованной деятельности (Л. Л. Штукатурова «Театр и дети», Т. А. Стряпчева «Мы играем в театр», М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Э. Г. Чурилова «Арт-фантазия» и др.).
Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что работа в процессе театрализованной деятельности, направленной на преодоление застенчивости, должна включать в себя игры, упражнения, этюды на:
- раскрепощение детей;
- развитие индивидуальности, творческих возможностей;
- расширение способности к импровизации, спонтанности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности;
- формирование здоровой самооценки, уверенности в себе;
- преодоление трудностей в общении.
Все это обусловило актуальность работы по темы: «Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Поставила цель: способствовать преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Выдвинула гипотезу: если детей включать в театрализованную деятельность, то они смогут преодолеть свою застенчивость.
В соответствии с целью и гипотезой определила следующие задачи:
1. Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к театрализованной деятельности.
2. Развивать эмоциональную сферу ребенка (эмоционально откликаться на интересные события, видеть красоту людей, их поступков и т. д.).
3. Содействовать развитию позитивного самовосприятия каждого ребенка и повышению уверенности в себе и в своих силах.
4. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
5. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками.
Во время работы по театрализованной деятельности учитывала общие методические принципы. (Приложение 1)
Для диагностики застенчивости использовала методику О. В. Хухлаевой «Лесенка» (Приложение 2) и метод наблюдения.
Вся работа, направленная на решение поставленных задач, включала в себя пять разделов:
1. Театральная игра.
2. Ритмопластика.
3. Культура и техника речи.
4. Основы театральной культуры.
5. Работа над спектаклем.
1-й раздел – «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры (Приложение 3) и специальные театральные игры (Приложение 4). Мы, например, ставим в ряд стулья и они превращаются в салон автобуса или самолета, я приношу свое платье, и оно вмиг становится бальным нарядом принцессы, а группа в детском саду становится то сказочным лесом, то королевским замком.
2-й раздел – «Ритмопластика» - включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. (Приложение 5) Они способствуют раскрепощению, преодолению застенчивости. Детям очень нравится выполнять эти упражнения, как под музыкальное сопровождение, так и без него.
3-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. (Приложение 6) Это также способствует преодолению застенчивости, так как дети становятся более уверенными в себе, в своих силах.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: «Особенности театрального искусства», «Виды театрального искусства», «Культура зрителя». На практике дети познают, что театральное искусство кол-лективное, т. к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. А это помогает воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со взрослыми и сверстниками.
5-й раздел «Работа над спектаклем» - базируется на сценариях и включает в себя: «Знакомство с содержанием пьесы» и непосредственно «Работу над спектаклем». Совместная творческая деятельность вовлека-ет в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
В прошлом году мы ставили с детьми спектакль «Снежная королева». (Приложение 7) Пьеса была написана в стихах, что очень понравилось детям. Дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью. В спектакле принимали участие все дети группы. Поэтому сценарий был расширен дополнительными ролями. Роль Герды в этой постановке играла «застенчивая» девочка. На эту роль ее выбрали сами дети. Девочка согласилась сразу, хотя была немного неуверенна при этом. Но поддержка со стороны педагогов и детей сделали свое дело – с этой ролью она справилась блестяще. В течение всей работы над спектаклем требования к застенчивым детям точно такие же, как и ко всем остальным. Делаю вид, что не замечаю их стеснения, произношу много одобрительных слов в их адрес. И со временем они перестают замыкаться, стараются больше, чем все остальные.
Невозможно успешно решить поставленные задачи без тесного сотрудничества с семьей. Родители зачастую недооценивают свою роль в работе по преодолению застенчивости у своих детей.
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах преодоления застенчивости посредством театрализованной деятельности осуществляю через памятки, папки – передвижки, мастер – класс, посещение театрализованных постановок.
Анализ результатов обследования воспитанников показал положительную динамику, тем самым подтвердил эффективность использования театрализованной деятельности, как средства по преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 8) Дети стали более уверенными в себе, в своих силах. Спокойно вступают в диалог, как с взрослыми, так и со сверстниками, отстаивают свою точку зрения. Повысился интерес к театрализованной деятельности. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое.
Практическая значимость опыта заключается в том, что использование его воспитателями дошкольных образовательных учреждений позволит решить вопросы, связанные с преодолением застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Данный опыт может быть использован и педагогами дополнительного образования.
В дальнейшем работа будет продолжена. Возможны поиски и использование новых путей в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.