Елена Юсупова
Преодоление водобоязни у детей при обучении плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Дружба ребенка с водой способствует укреплению его здоровья, оказывает положительное воздействие на его эмоциональное состояние, улучшает сон и аппетит, увеличивает емкость легких, тренирует сердце. Но, к сожалению, не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди детей встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Это могут быть малыши, когда-либо ошпарившиеся или пережившие неприятные моменты захлебывания. Бывают дети, страдающие от страхов. Они боятся непривычных изменений среды, боятся погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает неприятные ощущения, а предметы воспринимаются в искаженном виде. Встречаются дети, страдающие патологической боязнью воды.
Публикация «Преодоление водобоязни у детей при обучении плаванию» размещена в разделах
Это важно учитывать педагогам, планирующим занятия с детьми в бассейне. Надо твердо придерживаться правила: детей нельзя насильно принуждать к плаванию и упражнениям в воде. Детям, страдающим водобоязнью, необходима помощь психолога. Именно психолог может помочь малышам сформировать положительное отношение к воде и преодолеть негативное отношение к водным упражнениям. Занятиям в бассейне с такими детьми должен предшествовать период игр с водой, в течение которого дети обучаются опускать в воду руки по локоть и глубже, привыкают к брызгам. Используя неглубокий тазик, их можно учить опускать в воду лицо.
Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной. Бетехтин Ю. О. (2010).
Первая задача при обучении плаванию - преодоление боязни воды, которая в представлении ребенка ведет как-то по-особенному, она сковывает движения, тормозит их, мешает передвижению (Н. Ж. Булгакова 1974). Играя, ребенок привыкает к свойствам воды, настолько, что потребность в умении плавать возникает сама с собой. Все плавательные движения будет легче освоить, если они будут включены в игру. (В. В. Дунальский, Е. Г. Маряничева 1990; Т. С. Криворученко 1976).
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Особенно полезно применение игрового метода на первых занятиях. Играя, ребенок охотно заходит в воду, передвигается и выполняет различные простые и знакомые ему движения, а это очень важно (Н. Ж. Булгакова 1974; Т. С. Криворученко 1976)
Игровая форма обучения плаванию помогает появлению самостоятельности и инициативы у детей (Г. Левин 1974; Л. П. Макаренко 1974). А так как в плавании все движения выполняются в специальных условиях водной среды, то есть в относительной изоляции от коллектива. Возможность детей контактировать, общаться друг с другом исключается (И. Баранин 1980).
Широкое применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны: эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры; умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.
Игры в воде составляют необычайно эффективное средство, как целенаправленный игровой элемент в системе физической подготовки, что особенно важно для детей, испытывающих водобоязнь.
Различные игры, знакомые детям можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения, это и яркие игрушки, музыкальные паузы, сюжетные занятия со сказочными героями, и т. д. Все это позволит сделать интересным процесс обучения (В. В. Дунальский, Е. Г. Маряничева 1990).
Своевременное выявление и устранение причин возникновения водобоязни у детей, в значительной мере обуславливают эффективность используемых в обучение методов : метод демонстрации и наблюдения; словесный метод; метод подводящих и специальных упражнений; метод разучивания по частям; целостный метод; метод акцентированного внимания; метод дифференцирования; метод повторяющихся условий; метод варьирования условий; соревновательный метод; контрольный метод; Наглядные опыты и наблюдения позволяют детям лучше «понять» воду. А понимание ведет к снижению водобоязни.