Ольга Быковская
Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ
В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Несмотря на достижение современной цивилизации, во всех, даже экономически развитых, странах растут заболеваемость и смертность.
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья служит профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, является одним из эффективных оздоровительных средств, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общественного развития.
Публикация «Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Многолетняя отечественная и зарубежная практика с лицами с ОВЗ показывает, что гидрореабилитация представляет собой наиболее действенный метод всех видов реабилитации. Систематические занятия в водной среде расширяют функциональные возможности организма, способствуют достижению качественного нового, более высокого уровня физического и общественного развития. Особо важно то, что занятия плаванием благотворно влияют на психику ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мобилизируют его волю, приводят к сознательному участию в жизни коллектива, общества, способствуют установлению социальных контактов.
Задачи гидрореабилитации:
1. Улучшение физического, психологического, интеллектуального развития детей с ОВЗ
2. Развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем
3. Коррекция двигательных нарушений
4. Обучение плаванию/ удержанию на плаву
5. Обучение доступным движениям в различных плоскостях
6. Оздоровление, закаливание
7. Профилактика вторичных отклонений
8. Привитие навыков социализации и коммуникации
При планировании занятий плаванием следует учитывать специфику воздействия водной среды на организм человека. Существенную роль играет значительное уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для лиц с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой и других систем.
Задачи занятий гидрореабилитацией:
• Разгрузка позвоночника
• Обучение навыку дыхания
• Перенос двигательных навыков с суши в воду и/или наоборот
• Возможное исправление деформации
• Улучшение координации движений
• Увеличение силы и тонуса мышц, нормализация подвижности суставов
• Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем
• Закаливание
• Эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.
Структура занятия строится по классической схеме: подготовительная, основная и заключительная часть.
Широко известно, что в процессе организации и проведения занятий в условиях водной среды на первое место выдвигается проблема обеспечения безопасности занятий, прежде всего это относится к работе с детьми с ОВЗ.
Мы выделили наиболее опасные критические ситуации, которые могут возникнуть на начальном обучении плаванию детей с ОВЗ.
Как показывают результаты педагогических наблюдений, первый приход ребенка в бассейн – всегда стрессовая ситуация для него, проявляющаяся яркими эмоциональными двигательными и звуковыми ответными реакциями на принципиально новые условия, отличительные от привычных домашних, учебных и больничных. Во время первого прихода в бассейн ребенок бывает сверх – пассивным или, напротив, возбудимым, со склонностью к паническим реакциям.
У некоторых детей с сохраненным интеллектом выявлена одна характерная особенность поведения – если ребенок смело ведет себя в новой обстановке, общаясь с окружающими, беседуя с инструктором, то это не означает, что также смело он поведет себя в чаше плавательного бассейна. На воде такой ребенок может неожиданно испугаться и существенно отдалить цель обучения.
Знакомство ребенка с инструктором осуществляется в спокойной обстановке. Педагог не должен удивляться, реагировать на внешний вид ребенка, его эмоциональную пассивность или, напротив, излишнюю активность, полностью исключить громкий голос и резкие движения. Так же не следует пристально глядеть на ребенка, рассматривать его. Лучше предоставить ребенку возможность самому рассмотреть инструктора, а при желании обратиться к нему с вопросом. В последнем случае у инструктора появится возможность налаживания контакта и начала беседы.
Ребенка, имеющего проблемы умственного развития, необходимо постоянно держать в поле зрения, наблюдать, какие реакции вызывают слова инструктора и его действия, не усиливается ли у ребенка тревога или апатия, не проявляется ли агрессия.
Наши наблюдения за первыми шагами ребенка в бассейне приводят к важному выводу – ребенка с ограниченными возможностями здоровья не надо торопить. Нетерпение, нервозность, суетливость, усталость инструктора усиливают беспокойство ребенка, нарушают двигательную, умственную и эмоциональную деятельность, приводят к возникновению критических ситуаций, связанных с отдалением цели – научить плавать.
Передвижение по лестницам в плавательном бассейне, начиная с первого занятия и в последующих, несет потенциальную опасность создания критических ситуаций с различными последствиями.
Необходимо отметить, что некоторым детям невозможно, в силу специфики заболевания или поражения передвигаться самостоятельно.
Обеспечить лучшую безопасность для таких детей позволяет использование специальной коляски для передвижения. Так, большинство страдающих последствиями ДЦП передвигаются по лестнице с помощью гусеничного лестничного подъемника.
В некоторых случаях воспитатели детского сада приносят ребенка в бассейн на руках или привозят на коляске, поскольку он не умеет ходить.
Действия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в раздевалке имеют два основных варианта: ребенок самостоятельно обслуживает себя и ему оказывает помощь воспитатель либо инструктор. Часто скамейки в раздевалках расположены по центру помещения. Не имеют спинок и подлокотников. Это делает их опасными для использования детьми с нарушениями двигательной координации, создает опасные условия для здоровья инструктора при оказании помощи ребенку с недостатками умственного развития, при отсутствии последнего контроля за своими действиями. Поэтому следует ставить скамейки к стене, чтобы у ребенка была возможность облокотиться спиной.
В спуске в воду отмечаются следующие основные условия формирования критических ситуаций и применения различных методов предупреждения их развития:
• Неправильное начало спуска в воду по вертикальной лестнице в положении лицом вперед. Инструктор показывает, удерживая ребенка за руки, как стоя на бортике, нужно поворачиваться спиной к воде и спускаться;
• Невозможность, в силу специфики заболевания, выполнения хвата руками за поручень. В этом случае инструктор, удерживая за кисти и прижимая к поручню, передвигает ребенка в направлении вниз;
• Невозможность, в силу специфики заболевания правильной постановки стопы на перекладину лестницы. Помощник инструктора удерживает ребенка за кисти, а инструктор, находясь в воде, помогает установить ногу ребенка на перекладину лестницы.
• Ребенок неуверенно удерживается на вертикальной лестницы при спуске в воду и подъеме из воды. В данный момент инструктор, находясь в воде, удерживаясь руками за поручень, подставляет одну руку для страховки таким образом, чтобы в случае отрыва рук ребенка от поручня инструктор смог его поймать.
Есть дети, которые, в силу специфики своего заболевания, не могут спускаться по лестнице. В этом случае спуск в воду осуществляется с бортика либо с использованием специального подъемника.
На занятиях должны широко использоваться звуковые и речевые сопровождения, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод. Необходимо оценивать любые, даже самые незначительные, сдвиги детей в двигательной подготовленности при выполнении отдельных упражнений.
При обучении плаванию детей с нарушением интеллекта необходимо, прежде всего, учитывать психоэмоциональное состояние обучаемых, так как от этого зависит эффективность всего занятия. Привыкание к воде у детей с особыми потребностями в развитии может растянуться на весь учебный год.
При выполнении упражнений должен строго соблюдаться принцип от простого к сложному. Упражнение, если оно достаточно сложное для ребенка, должно осваиваться целостно – раздельным методом
У детей с последствиями церебрального паралича зачастую отмечаются трудности с захватом одной или двумя руками края плавательной доски, поручня и бортика бассейна.
В данном случае необходимо проявить максимум внимания и оказывать ребенку необходимую помощь, учитывая затруднения в выполнении суставных движений и особенно спонтанно выполняемые неконтролируемые движения конечностями и головой.
С детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе проведения занятии по плаванию необходимо осуществлять индивидуальный подход; предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства; активизировать познавательную деятельность; развивать речь и навыки двигательной деятельности; поощрять успехи детей; развивать веру в собственные силы и возможности.