Ольга Сиротенко
Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность заключается в установлении взаимосвязи задач, содержания, форм и методов обучения математике детей в школе и учреждении дошкольного образования. С одной стороны необходим учет в учреждении дошкольного образования всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития элементарных математических представлений и умений детей.
Публикация «Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:
в основе обеих программ лежит теория множеств,
еще в учреждении дошкольного образования дети овладевают математическим языком, что является опорой для будущего обучения,
в дошкольном учреждении у детей формируются представления о некоторых математических понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,
в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках того же содержания, что и в дошкольном учреждении : сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представления, однозначные числа, двузначные числа до 20. В первом классе представления детей расширяются, умения совершенствуются.
Однако, в содержании программ имеет место факт нарушения преемственности.
Так, например, полученные детьми в старшем дошкольном возрасте представления о некоторых плоских (ромб, трапеция) и объемных фигурах даже не повторяются, нет продолжения решения такой сложной программной задачи, как трансформация 3-хмерного пространства в 2-хмерное.
Преемственность детского сада и школы проявляется также и в методах обучения.
По-прежнему основное место занимают практические методы, ведущим из которых является игра.
Первоклассникам дается больше самостоятельности при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы.
В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры).
Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошкольном возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны).
Методы дедукции также используются в элементарной форме для доказательства некоторых умозаключений, необходимо детям чаще задавать вопросы: почему? Как ты узнал? Объясни?
Использование этих методов позволяет развивать мышление детей и обеспечивает преемственность между математической подготовкой детей в детском саду и 1 классе.
Преемственность детского сада и школы существует также и в формах обучения :
В 1-м классе уроки по математике проводятся в игровой форме по 35 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преемственность в формах обучения, воспитателю рекомендуют провести в старшей группе несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 30-35 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).
На занятиях по формированию элементарных математических представлений в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.
Обеспечение высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество усвоения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, особенно в старшем дошкольном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использовать их в новых ситуациях.
Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семьи.
Добиться эффективного результата в развитии ребенка можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами образования сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Учреждение дошкольного образования осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
Формы совместной работы учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей :
доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
выставки наглядных пособий с описанием их использования;
выставки детских работ и фотографий;
открытые занятия по образовательной области «Элементарные математические представления»;
групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;
информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;
и др.
Содержание информационных стендов для родителей:
возрастные особенности детей;
какие представления и умения формируются у ребенка в образовательной области «Элементарные математические представления»;
чему ребенок учится сейчас на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»;
основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений детей данного возраста;
от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;
возможности применения имеющихся элементарных математических представлений и умений в быту;
использование математических игр в семейном кругу;
список рекомендуемой литературы по формированию элементарных математических представлений и умений детей;
и др.
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из учреждения дошкольного образования, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными. Можно показать индивидуальную тетрадь по математике, изделие ребенка, выполненную им работу и т. п.
В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по математическому развитию детей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эффективнее формировать у ребенка представления о количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математическое мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.
Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.
Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка детей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообще ния по вопросам: «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.