Получи документы

Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений

Ольга Сиротенко
Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений

Преемственность заключается в установлении взаимосвязи задач, содержания, форм и методов обучения математике детей в школе и учреждении дошкольного образования. С одной стороны необходим учет в учреждении дошкольного образования всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития элементарных математических представлений и умений детей.

Публикация «Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах

Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:

в основе обеих программ лежит теория множеств,

еще в учреждении дошкольного образования дети овладевают математическим языком, что является опорой для будущего обучения,

в дошкольном учреждении у детей формируются представления о некоторых математических понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,

в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках того же содержания, что и в дошкольном учреждении : сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представления, однозначные числа, двузначные числа до 20. В первом классе представления детей расши­ряются, умения совершенствуются.

Однако, в содержании программ имеет место факт нарушения преемственности.

Так, например, полученные детьми в старшем дошкольном возрасте представления о некоторых плоских (ромб, трапеция) и объемных фигурах даже не повторяются, нет продолжения решения такой сложной программной задачи, как трансформация 3-хмерного пространства в 2-хмерное.

Преемственность детского сада и школы проявляется также и в методах обучения.

По-прежнему основное место занимают практические методы, ведущим из которых является игра.

Первоклассникам дается больше самостоятельности при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы.

В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры).

Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошкольном возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны).

Методы дедукции также используются в элементарной форме для доказательства некоторых умозаключений, необходимо детям чаще задавать вопросы: почему? Как ты узнал? Объясни?

Использование этих методов позволяет развивать мышление детей и обеспечивает преемственность между математической подготовкой детей в детском саду и 1 классе.

Преемственность детского сада и школы существует также и в формах обучения :

В 1-м классе уроки по математике проводятся в игровой форме по 35 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преемственность в формах обучения, воспитателю рекомендуют провести в старшей группе несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 30-35 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку безболезненно при­выкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.

Обеспечение высокого уровня математического развития де­тей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество ус­воения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, особенно в старшем дошколь­ном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использо­вать их в новых ситуациях.

Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семьи.

Добиться эффективного результата в развитии ребенка можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих вос­питанников с задачами, содержанием, методами, приемами образования сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно при­влекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

Учреждение дошкольного образования осуществляет психолого-педагогическое просве­щение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.

Формы совместной работы учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей :

доклады и сообщения на родительских собраниях и конфе­ренциях;

выставки наглядных пособий с описанием их использова­ния;

выставки детских работ и фотографий;

открытые занятия по образовательной области «Элементарные математические представления»;

групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;

и др.

Содержание информационных стендов для родителей:

возрастные особенности детей;

какие представления и умения формируются у ребенка в образовательной области «Элементарные математические представления»;

чему ребенок учится сейчас на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»;

основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений де­тей данного возраста;

от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;

возможности применения имеющихся элементарных математических представлений и умений в быту;

использование математических игр в семейном кругу;

список рекомендуемой литературы по формированию элементарных математических представлений и умений детей;

и др.

С семьями проводится как общая, так и индивидуальная ра­бота. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приво­дят и забирают детей из учреждения дошкольного образования, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у роди­телей доверие и желание прислушаться к советам и предложени­ям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргу­ментированными, доказательными, а лучше наглядными. Мож­но показать индивидуальную тетрадь по математике, изделие ребенка, выполнен­ную им работу и т. п.

В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов се­мьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семей­ном воспитании, в частности по математическому развитию де­тей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эф­фективнее формировать у ребенка представления о количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математиче­ское мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математиче­ском развитии вне детского сада.

Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На заня­тиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными мето­дическими приемами формирования математических представ­лений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребен­ком дома.

Повышению педагогической культуры родителей способст­вуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-ни­будь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка де­тей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообще­ ния по вопросам: «Какие математические умения можно форми­ровать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.

Публикации по теме:

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Собери ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Собери ряд» Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете в пределах 5. Игра состоит из двух игровых полей и фишек с изображением.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Дидактический альбом с играми по формированию элементарных математических представлений «Раз, два, три! Ищи!»Дидактический альбом с играми по формированию элементарных математических представлений «Раз, два, три! Ищи!» "Раз, два, три! Ищи!"Цель: формировать математическую грамотность у детей старшего дошкольного возраста. (Формирование элементарных математических.

Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей 2–3 летДидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей 2–3 лет Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» для детей раннего возраста Цель моей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений
Опубликовано: 24 мая 2024 в 13:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД