Нина Егорчева
Преемственность в работе ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Темочки:
Анализ психолого - педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает: что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Таким образом, сохраняется противоречие между возрастанием значимости взаимодействия ДОУ и семьи в интересах полноценной реализации потенциала дошкольного детства в отношении каждого ребенка и недостаточным методическим обеспечением взаимодействия с семьями воспитанников на практике
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Наши педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Мы и подбираем различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Методическая работа по взаимодействию с семьей в нашем дошкольном учреждении строится по двум направлениям:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей
2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
1 направление - работа с коллективом ДОУ - это длительный, регулярный системный процесс, который осуществляется по блокам.
В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.
Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активизации воспитателей.
В осуществлении каждого блока системы взаимодействия непосредственно участвует старший воспитатель оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.
Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется на несколько позиций, а именно:
1. диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:
а) выявление особенностей воспитания ребенка в семье;
б) диагностика работы воспитателя с семьей;
2. планирование, в условиях которого в течение учебного года каждый педагог ДОУ еженедельно планирует работу с семьей, включая:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями разных видов детской деятельности
- вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;
- ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
- проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
В каждой группе существует свой план взаимодействия с семьями
3. методическая помощь и контроль, когда после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы методической помощи.
2 - м направлением в системе взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьей является непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.
Длительный мониторинг в сочетании с анализом богатого опыта работы педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения с семьями позволяет выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы:
1 этап - изучение семей воспитанников, детско-родительских отношений, посещение семей на дому;
2 этап – разработка программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания,форм, средств взаимодействия с семьей);
3 этап – реализация программы сотрудничества.
Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного учреждения.
На протяжении нескольких лет в ДОУ используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются:
Дни здоровья в детском саду,
проведение марафона «Моя дружная семья», проведение праздника всего детского сада «Полянка»(с выездом на природу)
Совместные спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», «Умелые руки не знают скуки» -ко дню 8 Марта
Совместные экологические проекты.
На данном этапе идет проект «Вахта памяти» .Во всех старших группах оформляются стенды с воспоминаниями о родственниках, сражавшихся на фронте. При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, причем традиционные формы осмысливаются по - новому. Среди нетрадиционных можно выделить совместный - для детей, родителей и сотрудников ДОУ - праздник «Знакомств» во вторых младших группах, проводимый по специально разработанному совместно с музыкальным руководителем сценарию. Уникальность данного праздника, по нашему мнению, заключается в составе участников и стиле их общения (дети -родители -сотрудники); в сюжете и особенностях постановки праздника (на празднике интересно и уютно как взрослым, так и детям); в яркой радостной эмоциональной атмосфере, которую удается сохранить на протяжении всего праздника. В каждой группе воспитатели используют записки – стикеры, где отражаются положительные качества каждого ребенка в течение недели. Используя различные проективные методики, мы проанализировали проведенную работу и пришли к выводу о том, что взаимодействие с родителями и семьями воспитанников в нашем дошкольном учреждении в течении нескольких лет поднято на более высокий уровень. Анализируя свой опыт сотрудничества с семьей, педагоги ДОУ также вышли на осмысление одной из современных тенденций дошкольного образования, а именно тенденцию постепенного перехода от воздействия ДОУ на семью к поддерживающему и развивающему взаимовыгодному взаимодействию.