Юлия Ходарева
Краткосрочный проект по развитию речи «Космос» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №42 г. Тюмени
Проект по развитию речи в старшей группе
«Космос»
Автор проекта : учитель-логопед
Ходарева Юлия Викторовна
Тюмень 2018
Паспорт проекта :
По доминирующей деятельности: речевой, информационный
По количеству участников: групповой
Публикация «Краткосрочный проект по развитию речи „Космос“ в старшей группе» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги
По продолжительности: краткосрочный
Актуальность: космос вызывает интерес у детей. Работа над проектом дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников и носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект соответствует возрасту, потребностям и интересам детей старшей группы.
Побеседовав с детьми, выяснилось, что дети недостаточно знают о космосе. Настоящий проект поможет сформировать детям начальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах, а также научит оперировать знаниями о космосе, расширит их словарный запас по данной теме. Поможет детям научиться добывать информацию из разнообразных источников, систематизировать приобретенные знания, использовать их в различных видах детской деятельности, раскрыть творческий потенциал детей.
Проблема: поверхностные знания детей о космосе, звездах, Солнечной системе и ее планетах, а также созвездиях.
Цель проекта : формирование у детей знаний о космосе и его освоении, развитие речи по данной проблеме.
Задачи проекта :
• систематизировать детские представления о космосе, Солнечной системе, ее планетах, созвездиях;
• сформировать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;
• воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
• вырабатывание коммуникативных навыков, товарищеских взаимоотношений.
• обогащение активного словарного запаса, развитие речевого творчества;
• формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Для родителей:
- привлечь родителей к вопросу формирования познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, брошюры;
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития и образования детей.
Ожидаемые результаты:
• Пополнение элементарных знаний у детей по теме «Космос»
• Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе осуществления проекта
• Проявление и познавательной активности детей вместе с родителями
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
Для родителей:
- Получение родителями знаний и практических умений по взаимодействию с ребенком.
Этапы проекта :
1. Организационный
- выбор темы проекта
- постановка цели работы
- прогнозирование результата
- поиск материалов по проблеме, изучение материала
- изготовление пособий, презентаций по теме проекта
- разработка занятий по теме
- стимулирование интереса к иллюстрационным материалам
2. Основной
- знакомство родителей с темой проекта посредством брошюр, листовок и анкет для качественного закрепления материала и выполнения домашних заданий с детьми
- использование наглядно-демонстративного материала в оформлении кабинета (фотографии, опорные картинки, схемы) для стимулирования интереса и потребности в поиске информации
- знакомство с основными понятиями по проблеме проекта
- расширение активного и пассивного словарного запаса детей
- составление описательных рассказов по теме «Космос», «Моя планета», «Герои нашего времени»
- формирование умений детей правильно отвечать на вопросы и задавать их друг другу
- развитие грамматического строя речи, словоизменение, и автоматизация звукопроизношения на групповых занятиях.
Беседы с использованием презентаций в рамках проекта :
1. Беседа на тему: «Космос» с использованием презентации.
Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Речевое развитие : Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
2. Беседа на тему «Планеты солнечной системы».
Цель: : объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.
Познавательное развитие : развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде. Развитие мелкой моторики при выполнении графических заданий. Развитие умения следовать инструкции.
Речевое развитие : Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
3. Беседа на тему «Герои нашего времени».
Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос и кем из наших соотечественников следует гордиться.
Познавательное развитие : вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С. П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
Речевое развитие : развивать владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного и пассивного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
4. Заключительным мероприятием по теме проекта стала театрализованная постановка «Парад планет» (прил 1). В ней участвовали дети в роли планет, спутника, Солнца и космических кораблей.
Цель: развитие пространственного ориентирования посредством творческой деятельности и закрепление знаний о планетах.
Познавательное развитие : побуждение интереса к космическому пространству, развитие воображения и фантазии, закрепление понятий вправо и влево, вокруг предмета и вокруг своей оси.
Речевое развитие : введение в речь и закрепление таких предлогов, как вправо, влево, вокруг, ближе, дальше.
3. Заключительный
- презентация проекта
- определение уровня сформированности полученных знаний
Работа с родителями
Родителям предложен список литературы в виде брошюры для изучения произведений вместе с ребенком:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
• Какие звезды, созвездия вы знаете?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной и творческой деятельности и т. д. Дети узнали, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Ребята называют и первых космонавтов, и кто из животных летал в космос. Также знают отличия звезды, планеты и спутника.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Список используемой литературы:
1. Новая детская энциклопедия, М., «Махаон» 2013
2. «Космос : 4D Энциклопедия в дополненной реальности», М., «Девар Медиа», 2018
3. Периодические издания
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
5. Богина М. Ю. Полет в космос //ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
6. Н. Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе. //ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г. ,стр. 49.
7. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
8. Интернет-ресурсы.
Театрализованная постановка «Парад планет»
Цель: развитие пространственного ориентирования посредством творческой деятельности и закрепление знаний о планетах.
Задачи:
- введение в речь и закрепление таких предлогов, как вправо, влево, вокруг, ближе, дальше;
- развитие пространственного ориентирования;
- развитие воображения и фантазии детей.
Оборудование: бумажные ободки с картинками и названиями планет, ракеты, Солнца и Луны.
Ход:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в космос. Но у каждого будет своя роль. А вы знаете, что есть в космосе?
-Да! ( Ответы: планеты, звезды, черные дыры, ракеты и т. д.)
- А какие планеты вы знаете?
- Ответы детей (Уран, Венера, Земля и т. д).
- Молодцы! А давайте и мы с вами попробуем побыть планетами. Сейчас с помощью загадок мы попробуем выбрать себе роли.
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
Ответ: (солнце)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
Ответ: (меркурий)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
Ответ: (венера)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется.
Ответ: (земля)
Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.
Ответ: (марс)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Ответ: (юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Ответ: (сатурн)
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ответ: (Уран)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма -
Состоит из воды, газа и льда
Ответ: (нептун)
У далекой крохотной планеты,
Нет статуса "Большой" планеты.
И обидевшись она,
В телескопы не видна
Ответ: (плутон)
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
Ответ: (Планеты)
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.
Ответ: (Луна)
В небе звёздочка сверкает Голубая-голубая.
Обязательно проверю, есть ли люди на Венере.
К удивительной планете
Полечу я на (ракете)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: (Космонавт)
-Какие же вы молодцы! Все загадки отгадали и роли все разобраны! Начинаем представление. Я буду вам читать рассказ, а вы будете показывать то, что делает ваш герой. Итак, начнем наш «Парад планет»!
По мотивам «Сказкио солнечной системе» Марии Гридаже.
Давным - давно на окраине одной из галактик появилась звезда и девять планет.
Звезда назвала себя Солнцем, а планеты назвались Меркурием, Венерой, Землёй, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном, Плутоном. Солнце было вспыльчивой, своенравной, но доброй звездой. Оно ни думая, ни гадая, расположилось в центре кольца метеоритов, оставив планетам всё пространство вокруг себя.
Четыре небольших планеты хотели, чтобы на них появилась жизнь, поэтому было решено, что они займут свои места возле солнца, а остальные не жаждущие жизни на себе, но беспокоящиеся за свою красоту – за кольцо метеоритов.
- Я, - сказал Меркурий, мыслящий отнюдь не всегда правильно, – считаю, что жизнь возникнет только в тепле, поэтому я встану первым после солнца, тем более, что мы с ним большие друзья. – С этими словами самая маленькая планета, заняла выбранное место и сразу же начала нагреваться, но уверенная в правильности своего решения, его не изменила.
Следующим выступил Марс, считавший, что лучше всего будет, если он займёт
четвёртоё место после Солнца так, чтобы не повредить себя жаром палящей звезды и дать возможность появиться жизни. Увы, за двумя зайцам погонишься, ни одного не поймаешь.
- А я, - заговорила, вечно бушующая, ослепительно красивая и гордая Венера –
Думаю, что мне нужно встать как можно ближе к Солнцу. Тепло и моя красота, точно создадут условия для благополучной жизни. - И Венера заняла место рядом с Меркурием став, второй планетой возле Солнца. Только вот о какой жизни (своей или той которая могла бы возникнуть) она говорила, остаётся загадкой.
Скромная, добрая, не замечавшая своей красоты Земля, искренне желала возникновения жизни. Ей было всё равно куда вставать, она верила, что на любом месте вблизи Солнца на ней появится жизни. Поэтому, не сказав ни слова, она встала на третье место возле звезды.
Другим пяти планетами было проще. Они выбрали себе места по своему размеру.
Пятое занял великан Юпитер, шестое – Сатурн, гордившийся своими разноцветными кольцами, седьмое – Уран, восьмое – Нептун, а девятое – неразговорчивый маленький Плутон.
Когда каждая из планет встала на своё место, звезда заявила, что будет вращаться вокруг своей оси, дабы видеть окружающий мир и другим посоветовала сделать то же самое. Планеты подумали и согласились со светилом.
Однако у планет возник вопрос, который озвучил Марс: «Что же это? Если мы будем всегда так стоять в одну линию, то одним будет тепла доставаться больше, другим меньше, а некоторым и вообще не достанется! Как же сделать так, чтобы света всем хватало?»
Думали планеты думали и после нескольких часов размышлений решили двигаться вокруг Солнца, каждый по своему пути и путь этот назвали орбитой.
Так жили дружно планеты со звездой долгое время, пока не прилетели туристы,
так называемые спутники. Их поразила дружба между планетами и звездой, между самими планетами.
Подружились спутники со всеми, да так сильно, что решили остаться здесь навсегда. Каждая планета со своим новым другом. Спутник Луна начал обитать рядом с Землёй, вращаясь вокруг неё, поражённый её красотой и добротой.
Вместе со спутниками планетам и Солнцу стало ещё веселее. И жили они долго и счастливо, пока не решили назвать свою систему Солнечной, в честь звезды, дающей им тепло.
Через несколько миллионов лет на Земле появилась жизнь, а на Меркурии, Марсе и Венере – нет. Эти планеты огорчились, но всё же не теряли надежды, что когда -нибудь жизнь возникнет и на них.
Так жили планеты до настоящего времени, и возможно будут жить ещё миллионы лет.