Екатерина Максимова
Педагогические условия предупреждения вербальной акалькулии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретические основы профилактики вербальной акалькулии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Значение развития математических представлений в дошкольном возрасте невозможно переоценить: оно готовит ребенка к вступлению в будущую школьную жизнь, предупреждает школьную дезадаптацию. Тем не менее, параллельно с имеющимися трудностями в речевой деятельности, многие дошкольники испытывают затруднения в овладении счетом, математическими категориями, величинами, пространственными представлениями. Вычислительные операции при этом могут успешно выполняться, главные трудности заключаются в том, что ребенок не способен называть числа, символы, количества, понятия. Следовательно, вербальная акалькулия выступает в качестве нарушения словесного обозначения математических понятий, что является дополнительным симптомом общего недоразвития речи [3, 5, 12].
Публикация «Педагогические условия предупреждения вербальной акалькулии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Общее недоразвитие речи рассматривается как разные сложнейшие расстройства речи, при которых страдает развитие все сторон речевой деятельности, т. е. звукового и лексико-грамматического компонентов [6, 11, 14]. В большинстве исследований, посвященных проблеме подготовки детей дошкольного возраста с ОНР к школе, отмечается, что нарушения разных компонентов речевой системы приводят к сложностям усвоения детьми не только чтения и письма, но и счета. Результаты исследований таких авторов, как Т. В. Астахов, А. Гермаковска, Р. И. Лалаева и других показали [1, 2, 5, 10], что речевые нарушения усложняют обучение таких детей математике, что проявляется в появлении ошибок в определении пространственных положений предметов, сравнении, сопоставлении, определении общего и особенного; им сложно определить целостность восприятия изображения. Авторы указывают на затруднения в исследовании сенсорных эталонов, особенно зрительного гнозиса; детям очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это способствует снижению пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа цифр и букв. [12]. Перечисленные нарушения речевого развития негативно влияют и на процесс понимания и решения арифметических задач. Нарушения процессов переработки сенсорной информации также обуславливают недостатки образной сферы, зрительной и особенно слуховой памяти, трудности пространственной ориентировки [13].
В качестве привентивной работы по предупреждению школьной дезадаптации рассматриваются мероприятия по профилактике вербальной акалькулии у дошкольников с ОНР, профилактика рассматривается как предупреждение возможных отклонений в формировании счетной деятельности, нарушений в овладении лексико-грамматическим строем речи, лежащей в основе математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математической символики и т. п., что определяет актуальность совершенствования логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [2, 7, 8, 9].
Вопросы выявления и коррекции нарушений математического образования детей дошкольного возраста, с нарушениями речи рассмотрены в работах Ю. А. Берестенко, А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. Ю. Кондратьева, А. М. Леушина и других [1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 13, 14, 15]. Они указывают на то, что в целях профилактики вербальной акалькулии в работе с дошкольниками с ОНР необходимо использовать следующие направления логопедической работы: формирование речевых предпосылок; развитие зрительного гнозиса; развитие пространственного гнозиса и гнозопраксиса; развитие временных представлений; развитие слухового восприятия, слухомоторной и слухозрительно-моторной координации; формирование количественных представлений. При предупреждении вербальной акалькулии у детей с ОНР немаловажное внимание уделяется использованию дидактических игр и игровых упражнений с математическим содержанием, которые способствовали бы формированию словаря. Использование природного материала будет способствовать повышению мотивации детей, развитию мелкой моторики, а также развитию межанализаторной взаимосвязи слухового, зрительного и тактильного анализаторов [13].
Таким образом, в научной литературе вебальная акалькулия рассматривается как нарушение словесного обозначения математических понятий. Наличие предпосылок и симптомов вербальной акаклькулии у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно осложняет процесс усвоения школьных знаний и приводит к возникновению и развитию школьной дезадаптации. Дети с общим недоразаывитием речи имеют все предпосылки для возникновения этого нарушения. Кроме того, имеющиеся у них нарушения речевой деятельности осложняют работу по предупреждению и коррекции вербальной акалькулии.
В этих условиях работа по предупреждению возникновения вербальной акалькулии является актуальной и необходимой. В целях профилактики вербальной акалькулии у детей с общим недоразвитием речи авторы указывают на значимость следующей работы: формирование математических представлений и их закрепление в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умения пользоваться математической терминологией. Кроме того, в различных видах деятельности у дошкольников с ОНР следует формировать пространственные представления, развитие слуховой и зрительной памяти, слухового восприятия. Очень важно совершенствовать лексико-грамматический строй речи, слуховое восприятие, понимания формы, величины, цвета, количественные представления. На сегодняшний день вопрос особенностей предупреждения вербальной акалькулии у детей с общим недоразвитием речи требует дополнительных исследований. Большинство имеющихся сведений отражает необходимость преемственности в профилактике вербальной акалькулии. Совершенствование овладения детьми с ОНР математической терминологией следует осуществлять силами всех участников образовательного процесса.
2. Экспериментальное исследование педагогических условий предупреждения вербальной акаклькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Для проверки гипотезы была проведена исследовательская работа, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Констатирующее исследование проводилось на базе БОУ «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии и МБДОУ «Детский сад №1» г. Канаш. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста от 5, 9 лет до 6 лет 6 месяцев: экспериментальная группа – старшие дошкольники с ОНР III уровня; контрольная группа – старшие дошкольники без нарушений речевого развития.
Цель формирующего этапа исследования – определение детей группы риска по предрасположенности к возникновению вербальной акалькулии В качестве диагностического материала были отобраны диагностические задания Л. Б. Баряевой и С. Ю. Кондратьевой [3], позволяющие оценить предрасположенность или наличие у дошкольников предпосылок вербальной акалькулии. Детям двух групп были предложены следующие задания : «Узнай на ощупь» ( цель: исследование понимания связи образа цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением, «Дни недели» ( цель: изучение представлений о днях недели и их последовательности; уточнение понимания детьми и правильного использования в речи существительных со значением местоположения и со значением времени, количественных существительных и порядковых числительных, «Цифра за цифрой» ( цель: исследование понимания математической терминологии, пространственных представлений; уточнение представлений о цифрах, «Картинки и цифры» ( цель: изучение представлений детей о цифрах, выявление уровня сформированности математического словаря – знание числительных).
Обобщеные результаты распределения детей по оценке риска появления вербальной акалькулии в двух группах представлены на рис. 1: среди группы воспитанников с ОНР определено 3 ребенка (20%, имеющие высокий риск появления вербальной акалькулии. Низкий и средний уровень риска показали по 40% воспитанников экспериментальной группы. В контрольной группе все участники успешно справились с заданием. Только 1 ребенок (13%) показал средний уровень риска появления у него вербальной акалькулии.
Рисунок 1. Распределение воспитанников по оценке риска появления вербальной акалькулии в двух группах, констатирующий этап исследования
Проведение исследование показало, что результаты воспитанники с ОНР, существенно отличаются от сверстников без нарушений речевого развития в системе нарушений счетных операций. Прежде всего, существенно заметно недостаточное овладение детьми с ОНР математическим словарем; многие дети неправильно называют некоторые числа, испытывают трудности в графической структуре цифр. Кроме того, в процессе диагностической работы многие воспитанники механически воспроизводили порядок следования чисел, путались в определении места чисел в ряду, в установлении отношений числе к его «соседям». Это можно объяснить незначительными симптомами конкретности мышления, характерным для воспитанников с ОНР. Объемные цифры воспринимались воспитанниками с ОНР с меньшим количеством ошибок, затруднения вызывало узнавание сходных по начертанию цифр. Например, «1» дети путали с цифрой «7», а также «3», «8» и «6». Наиболее успешно дети определили цифры «2», «4», «5».
Сложности у воспитанников с ОНР также были отмечены в четком пересчете и перечислении дней недели. В целом, воспитанники знакомы с названиями дней недели, но четко определить соответствие для недели с использованием предлогов вызвало значительные затруднения, например, после среды или перед четвергом, многим воспитанникам сложно. Участники с ОНР, в целом, правильно отвечали на вопрос о том какие дни являются выходными (суббота и воскресенье, но не могли четко назвать какими эти и другие дни являются по счету, начиная с начала недели. Стоит также отметить, что, в целом, воспитанники с ОНР успешно отвечают какие дни недели являются выходными, но не знакомы с понятием «рабочие дни», что свидетельствует о низком уровне сформированности словаря воспитанников. В отличие от них, воспитанники без нарушений речевого развития дали более полные ответы.
Самые низкие результаты в экспериментальной группе были получены по заданию «Цифра за цифрой», это свидетельствует о нарушениях понимания математической терминологии, пространственных представлений. Воспитанники с ОНР испытывали сложности с оперированием цифрами, быстро утомлялись, отвлекались.
Воспитанникам с ОНР было трудно с первого раза понять условия текста заданий, выстроить логическую цепочку решения задач. Большинство характеризовалось низким уровнем зрительной и слуховой памяти: прежде, чем выполнить задание, таким дошкольникам требовалось прослушать его несколько раз, некоторые фразы взрослого они повторяли шепотом, чтобы лучше понять и осознать инструкцию. Отмечались нарушения словесного обозначения математических понятий, восприятия цвета, формы, величины; имело место нeпонимание связи цифр, обознaчaющих число, с eго вeрбaльным обознaчением.
В контрольной группе, к середине выполнения диагностической программы, дети стали более внимательны, несмотря на то, что затрачивали больше времени на выполнение, задумывались, рассуждали. Делая ошибки, большинство воспитанников осуществляли самокоррекцию.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить 3-х дошкольников с высоким уровнем риска появления вербальной акалькулии. Многие воспитанники находятся «в группе риска» по появлению у них акалькулии и также требуют педагогического воздействия. Несомненно, с воспитанниками следует не только проводить логопедическую работу, но и обязательно включать задания на предупреждение вербальной акалькулии.
Цель формирующего этапа исследования – апробация педагогических условий профилактики вербальной акалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Программа профилактической работы с дошкольниками с ОНР базировалась на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у детей, развивающихся в норме; также включались занятия, направленные на развитие словесного обозначения пространственных представлений, развитие словаря математических терминов, совершенствование слухового и зрительного внимания, мелкой моторики. Программа была составлена по рекомендациям С. Ю. Кондратьевой, А. Гермаковской и Р. И. Лалаевой, Л. Е. Томме и других авторов [1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 13, 14, 15].
Работа по профилактике вербальной акалькулии у детей дошкольного возраста с ОНР строилась в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях : деятельностным; онтогенетическим; единства диагностики, коррекции и развития; общими дидактическими принципами. Дидактические принципы, используемые при проведении логопедических занятий: максимальная личностная направленность коррекционно-развивающего воздействия; онтогенетический принцип; принцип мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности, на основе которых развертывается речевая деятельность; принцип предметно-практической направленности процессов развития речи и математических знаний.
Этапы и задачи работы:
I. Подготовительный, цель – подготовить к коррекционной работе по предупреждению вербальной акалькулии.
Задачи и содержание работы: включить ребенка в коррекционный процесс (создание развивающей образовательно-интеллектуальной среды в условиях старшей группы, стимулирующей познавательную активность детей с ОНР); развитие психических процессов и устранение патологического механизма (развитие памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, зрительного и слухового восприятия и др.); вторичная профилактика (коррекционно-развивающая работа по развитию речи дошкольников на занятиях и вне занятий).
II. Основной, цель – работа по предупреждению вербальной акалькулии.
Задачи и содержание работы: обучение дошкольников с ОНР использованию математических терминов в речи и счете, навыкам счета, выполнения арифметических операций с их обязательным проговариванием (использование изложения заданий по математике с применением одновременно словесной и символико-графической форм описания); использование организации предматематикой посредством совместно с логопедом ДОУ (проведение интегрированных занятий); привлечение и взаимодействие с родителями в данном направлении (повышение уровня владения языком описания математических терминов и понятий).
III. Заключительный, цель – закрепление новых знаний, использование математических терминов в спонтанной речи.
Проведение математических викторин, составление задач и т. п.
Таким образом, профилактика осуществлялась посредством работы на занятиях и вне занятий. Работа на занятиях (по плану в зависимости от этапа формирующей работы) с использованием приоритетных игровых приемов, сюжетная подача материала: увеличение динамических пауз и физминуток в ходе занятий; создание охранительного режима для детей с ОНР, испытывающих трудности (учет патологического механизма речевого нарушения заключался в подборе слов разной трудности произношения при дизартрии и проведении дополнительных артикуляционных упражнений с ними, индивидуальный подход состоял в использовании дифференцированного подхода, учитывающего уровень усвоения математических терминов детьми); предвосхищающая положительная оценка педагогом; дифференцированное обучение. Работа вне занятий: обучение в повседневных бытовых ситуациях; театрализация с математическим содержанием; свободные беседы по наглядным таблицам; самостоятельная деятельность в развивающей среде; логопедические занятия. Работа с родителями: открытые занятия; родительское собрание «Профилактика дискалькулии, «Учим любить математику», «Учим математические термины», «Речь+математика»; практикум «Изучаем наглядное моделирование»; круглый стол с учителями и родителями; оформление папок-передвижек; консультации; индивидуальные беседы; памятки. В системе профилактической работы использовался дифференцированный подход к детям с предрасположенностью к различным видам акалькулии и дискалькулии.
Таким образом, формирующая работа была направлена на предупреждение вербальной акалькулии и предусматривала проведение целенаправленной поэтапной работы, учет патологического механизма речевого нарушения, использование дифференцированного подхода, учитывающего уровень усвоения математических терминов детьми.
Цель контрольного эксперимента – определить эффективность проведенной коррекционно-пропедевтической работы, выяить динамику снижения риска возникновения вербальной акалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Контрольный эксперимент был проведен по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования. Наглядно полученные результаты исследования представлены на рис. 2.
Рисунок 2. - Сравнительные результаты распределения дошкольников двух групп по уровню предрасположенности к появлению вербальной акалькулии на двух этапах исследования
Результаты свидетельствуют о том, что представленные направления формирующей работы, а также выделенные условия пропедевтической работы, показали положительные результаты: в экспериментальной группе снизилось число воспитанников с высоким риском возникновения вербальной акалькулии с 20% до 0%. Возросло число участников с низким уровнем предрасположенности : с 40% до 60%, что подчеркивает эффективность проведенной профилактической работы. Данные рисунка наглядно показывают, что результаты воспитанников с ОНР еще не достигают результатов своих сверстников, но это связано, прежде всего, с недлительным сроком реализации формирующей работы. Показания результатов детей с общим недоразвитием речи значительно приблизились к показаниям детей, развивающихся в норме.
Наблюдение за выполнением заданий дошкольников с ОНР на контрольном этапе показало, что мотивация к выполнению заданий у детей существенно улучшилась, дети стали более внимательны. Создание игровых ситуаций на занятиях, а также активное использование средств наглядности существенно повысило интерес к математике, помогало правильно использовать математические термины, внесло разнообразие и эмоциональную окраску в работу, способствовало снятию утомления, развивало внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Заключение
Работа посвящена актуальной теме профилактике возникновения вербальной акалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения цели были решены следующие задачи:
Для решения первой задачи проведен теоретический обзор источников психолого-педагогической литературы, который показал, что вербальная акалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий. При вербальной акалькулии вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом ребенок не способен называть числа, символы, количества, понятия. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют склонность к появлению вербальной акалькулии и требуют внимания педагогов и родителей и проведения дополнительной направленной работы.
Для решения второй задачи было проведено экспериментальное исследование с целью выявления детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих риск возникновения вербальной акалькулии. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в количестве 15-и человек, а также их сверстники без нарушений речевого развития. В исследовании использовались методики диагностики Л. Б. Баряевой и С. Ю. Кондратьевой. Результаты позволили сделать вывод, что среди воспитанников с ОНР 20% имеют высокий риск появления у них вербальной акалькулии. В контрольной группе таких воспитанников не обнаружено. Исследование показало, что общее нарушение речи оказывает значительное отрицательное влияние на овладение счетными операциями, что приводит к трудностям в овладении математическими понятиями, словарем, вызывает нарушения восприятия текста математических задач, а в дальнейшем к школьной дезадаптации. Исследование показало необходимость проведения с воспитанниками экспериментальной группы существенной профилактической работы.
Для этого были разработаны и реализованы основные направления логопедической работы с воспитанниками с ОНР по профилактике возникновения вербальной акалькулии. Профилактическая работа включала следующие направления: формирование математических представлений и их закрепление в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умения пользоваться математической терминологией. Кроме того, в различных видах деятельности у дошкольников с ОНР формировались пространственные представления, осуществлялись игры и упражнения, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, слухового восприятия. В играх и упражнениях формировались лексико-грамматический строй речи, слуховое восприятие, понимания формы, величины, цвета, количественные представления.
Контрольный этап исследования позволил сделать вывод об эффективности проведенных мероприятий: общий уровень риска возникновения у воспитанников с ОНР вербальной акалькулии снизился, что подтвердило выдвинутую гипотезу: профилактика вербальной акалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективна при организации следующих названных педагогических условий.
Таким образом, полученные умения и навыки в ходе проведения разработанной нами работы по профилактике вербальной акалькулии у детей с общим недоразвитием речи носят устойчивый характер, что подтверждается данными контрольного эксперимента и анализом полученных результатов. Выдвинутая нами гипотеза о том подтвердилась.
Необходимо отметить продуктивность и необходимость продолжения работы в данном направлении. Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная в исследовании программа по предупреждению вербальной акалькулии у детей с общим недоразвитием речи может быть использована педагогами, воспитателями и логопедами дошкольных образовательных учреждениях.