Татьяна Диомидова
Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста
«Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста».
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой
причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающей в связи с этим трудности в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоит нарушение письменной речи.
Публикация «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного и двигательного. Отсутствие взаимодействия между слуховыми двигательными анализаторами приводят детей к нарушению письменной речи.
Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы психического развития ребёнка координационные связи, возникающие между рукой и глазом, слухом и голосом. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. Как один из признаков предрасположенности к дисграфии А. Корнев выделяет затруднения в воспроизведении звуковых ритмов. Таким образом, развитие ритмической способности
должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических занятий.
Включение заданий на развитие чувства ритма в структуру логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопеда. А форма проведения повысит мотивацию детей к занятиям. Чем раньше начата коррекция, тем лучше динамика. Поэтому занятия по формированию ритмических способностей необходимо начинать в детском саду, что будет являться работой по предупреждению нарушений письма в школе.
Развитие чувства ритма у детей с ОНР является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Основные преимущества использования упражнений на развитие чувства ритма:
- формируется фонематическое восприятие, как основа для формирования речи;
- формируется слоговая структура слов;
-при выполнении данных заданий воспитывается сенсомоторная основа психического развития ребёнка;
- игры на развитие чувства ритма активизируют потенциальные творческие способности детей;
- упражнения на развитие чувства ритма повышают мотивацию детей к занятиям;
- игровые упражнения на развитие чувства ритма в группе сверстников развивают коммуникативные навыки, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.
При использовании системы упражнений, направленных на развитие чувства ритма, повышается качество подготовки детей с нарушением речи к обучению грамоте.
Для реализации поставленной задачи можно использовать совместные игры, мониторинговые процедуры, обучающие игры, логоритмические занятия.
Для оценки степени выраженности ритмических способностей можно использовать диагностику, предложенную Н. Микляевой в книге «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ». По результатам исследования детей подготовительной группы с ТНР видно, что ни у одного ребёнка подготовительной к школе группы нет яркого проявления ритмических способностей. У четверых из 10 детей сформирована средняя выраженность умения воспроизводить образец, повторяющихся ритмических движений. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу смогли воспроизвести только двое детей со значительной выраженностью данного признака, 7детей – со средней выраженностью, а один ребёнок не справился с заданием. При воспроизведении ритмов по графической модели у 7 детей из 10, как показывают исследования, отсутствуют проявления рассматриваемого признака. А уровень фонематического восприятия оказался сформирован только у 3-х детей подготовительной группы.
Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможно.
Как известно, письмо обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного, двигательного. Отсутствие взаимодействия между ними приводят детей к нарушениям письменной речи. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности чувства ритма. У детей подготовительной к школе группы к концу учебного года было сформировано фонематическое восприятие, что является показателем готовности к обучению письменной речи и чтению. Все дети группы успешно усвоили слогоритмическую и звукослоговую структуру слова, у них сформировалось звукопроизношение.
Логоритмические занятия помогли сформировать пространственные представления у детей, оказали значительное влияние на формирование психических процессов, сенсомоторное развитие и развитие чувства ритма.
В течение всего учебного года осуществлялась тесная связь с родителями, так как родители являются основными заинтересованными лицами в успешном развитии своих детей. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере взаимопонимания и поддержки, обладают более высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе и речевого. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, когда количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растёт. Одним из средств приобщения родителей к образовательному процессу стал «Родительский клуб», который обогатил сферу эмоционального общения родителей с детьми за счёт участия в совместной деятельности.
Игры на развитие чувства ритма («Хлопки под считалку», «Кто больше слов придумает», «Телеграф», «Считалочки-бормоталочки»,«Ритм по кругу», упражнение с применением ритмических музыкальных инструментов, «Громко-тихо», «Отшагай скороговорку» и др.) способствовали развитию коммуникативных навыков, гармонизировали психоэмоциональное состояние детей, что послужило хорошей основой для формирования дружного детского коллектива.
Опыт работы и данные диагностики показывают, что внедрение в практику системы игр и упражнений на развитие чувства ритма весьма эффективно при психолого-педагогическом сопровождении детей с недостаточностью речевого развития
Литература:
Г. В. Дедюхина «Работ над ритмом в логопедической практике».М. ,2006г.
Н. В. Микляева «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»М., 2006г.
А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»М., 2007 г.
А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей» Спб., 2004г.
М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» Спб., 2004г.
Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., 2004 г.