Анфиса Терешкина
Представление собственного педагогического опыта
Представление собственного педагогического опыта
«Лэпбук, как инновационная технология в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в образовательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям, ФГОС ДО предусматривает:
1. Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.
Публикация «Представление собственного педагогического опыта» размещена в разделах
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Перед педагогом возникает проблема: как организовать образовательный процесс, чтобы ребенок научился проявлять инициативу, развить его познавательные и творческие способности?
Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук актуален тем, что он помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность воспитанников, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Важным аспектом современного образования, в условиях реализации ФГОС, является – научить ребенка учиться самому. Педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования. Одним из способов достижения этой цели образования является – использование технологии «лэпбук».
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой ДОУ. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
• информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал,
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством познавательного развития детей;
• вариативен: (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Теоретическая база опыта.
Главный инструмент развития и воспитания детей дошкольного возраста — игра. Именно во время игры происходит развитие ребенка естественным образом, без принуждения. Он постепенно узнает об окружающих его явлениях и предметах новое, учится общаться с другими детьми.
Лэпбук для ребёнка в первую очередь игра, это познание, это исследование нового. Согласитесь, изучать с ребёнком в игровой форме любую тему, гораздо приятнее и проще ведь – дети учатся в игре. Любая попытка донести до ребёнка серьезную информацию в такой же серьезной форме обречена на провал. А вот в игровой форме дети впитывают всё новое, как губка. Почему так происходит? Ответ очевиден: в любом процессе, а в обучении – прежде всего, необыкновенно важна заинтересованность. Испытывая яркие эмоции и воодушевление, даже взрослый человек лучше усваивает новую информацию. А что уж говорить о детях, для которых игра является ведущей деятельностью? Для них, пожалуй, интерес является базой любого обучения.
Лэпбук – это сравнительно новое средство из Америки. Подобная книга впервые была придумана Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии (США). Такое название дано писателем, потому что весь ею придуманный проект смог быть вписан в книгу, которая помещалась на коленях ребенка.
Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей «Это интересно!», детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Лэпбук – это продукт творчества ребенка, в котором он собрал информационный материал по теме исследования, оформил в форме интерактивной папки-передвижки, придумал красочное оформление и дизайн.
В процессе изготовления лэпбука у детей формируются умения планировать, систематизировать знания, логически оформить имеющийся материал. При этом важны эстетическое оформление лэпбука, интересная творческая подача материала, разделение на подтемы, части, что способствует развитию логического мышления, творческой фантазии, воображения, памяти.
В процессе создания лэпбука от взрослого (педагога или родителя) требуются терпение, умение играть и верить в игру. Он должен быть готовым к принятию любого ответа или предложения ребенка, подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка, одобрять его творчество. В процессе изготовления лэпбука у детей активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, находить новую информацию по теме, расширять знания, учиться наблюдать, находить важные особенности явлений и предметов, устанавливать причинно-следственные связи.
На основе лэпбука можно составить для детей игровые задания, которые требуют не только знаний, но и сообразительности и умения логически мыслить.
Взаимодействие педагога и ребенка должно осуществляться на основе сотрудничества и партнерства. В игровых занятиях на основе лэпбука используются все способы познавательной деятельности в форме игры: формулирование цели, планирование действий, разработка сценария, маршрутов путешествий, неожиданных ситуаций, радость от ее решения, содержательный отдых и многое другое.
В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность ожидается:
– повышение познавательной активности детей;
– формирование устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
– повышение уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышение творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
– повышение творческой активности педагогов, родителей;
– пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Основная идея опыта.
Основная идея основана на применении современной технологии «Лэпбук» в образовательном процессе, направленной на индивидуализацию образования и, как следствие, на развитие познавательной активности и инициативы детей дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Рассмотрим этапы создания лэпбука.
1) Выбор темы.
Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.
Тема лэпбука может быть любая:
• интересные события, происходящие с ребенком;
• увлечения детей;
• темы недели;
• литературные произведения;
• мультипликационные герои и т. д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
При создании лепбука необходимо учесть:
• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки);
• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);
• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
2) Составление плана будущего лэпбука.
После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (что вы хотите в этой папке рассказать). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
3) Рисование макета.
После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т. д.
4) Создание лэпбука в натуральную величину.
После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу.
Результативность опыта.
Использование инновационной технологии «Лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Он помогает детям раскрыть себя и свой потенциал перед педагогом и сверстниками. Работая в паре, дети делят ответственность между собой. Они учатся дробить задание на микротемы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 дошкольников работают над одним лэпбуком.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того, роль преподавателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учащихся к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Преподаватель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более что перед созданием конечного продукта необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, её плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая ребенку не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.