Лариса Клюева
Предпрофильное образование начинается с дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы говорим на тему выстраивания организационной работы ранней профориентации ребенка-дошкольника в мире профессий, в вертикали естественно-научной направленности.
В рамках преемственности по профориентации, дошкольное образование, в соответствии с Законом «Об образовании РФ», является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.
Под ранней профориентацией на дошкольном уровне, мы будем понимать комплекс мероприятий, направленный на знакомство дошкольников с существующими профессиями, выявлению интересов, личностных особенностей, способностей ребенка, с целью оказания ему необходимой информационной поддержки (общее знакомство с миром профессий, а также приобретению элементарных навыков трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы коллективного труда).
Но это не исключает совместного обсуждения мечты ребенка, ведь у человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Уже в дошкольном возрасте ребенок интересуется, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, и с удовольствием примеряет на себя разные профессиональные роли.
Мы педагоги, можем расширить кругозор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо области. Но мы должны понимать, что введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии детьми дошкольного возраста, а формирование конкретных представлений о мире профессий. Врач – лечит, эколог – занимается вопросами сохранности комфортных условий для жизни человека.
Помните как у Михалкова: Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе….Вот так и мы должны простыми понятиями сформировать представление у ребёнка-дошкольника, о многообразии профессий и их значимости.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- обладали положительной установкой на мир, на людей разных профессий; уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда:
- учились труду, овладевая необходимыми навыками, были готовы трудиться сами – по причине, что им это нравится и интересно;
- проявляли самостоятельность, выбора того или иного вида трудовой деятельности, инициативу в ней;
- трудились, принося пользу людям, и развивали свои трудовые способности.
Круг профессий, с которыми знакомят дошкольников, достаточно широк и многообразен, в том числе это профессии естественно-научной направленности. Популяризация ранней профориентации дошкольников в естественнонаучном направлении является одной из основных задач нашей образовательной организации.
На протяжении ряда лет, мы не раз обращались к данному направлению деятельности, через Курчатовский проект непрерывного конвергентного образования, «Школа любопытства» - где знакомим наших воспитанников с окружающим миром через призму таких серьезных наук, как: химия, физика, биология, география.
Накопленный опыт позволяет нашей школе быть организатором городских конкурсов. Уже 7 лет проводится естественно-научный конкурс «В науку первые шаги», участниками которого, стало значительное количество школ г. Москвы, представившие за это время более 1000 проектов. А также позволил нашей школе неоднократно делиться опытом работы, через семинары-практикумы для педагогов города Москвы.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную и индивидуальную проектную деятельность педагога с детьми, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Такое деятельностное освоение предметов естественно-научного цикла, выполнение воспитанниками индивидуальных проектов в условиях конвергентного обучения, развивает у них самостоятельное мышление и познание.
Для ознакомления детей с трудом взрослых, профессиями мы не изобретаем велосипед, а применяем традиционные методы обучения и воспитания:
Словесный – беседы с использованием игровых персонажей, чтение детской художественной литературы, тематические словари, рассказы, стихи и сказки, где воспитанники с большим удовольствием приобретают навыки экспериментальной и исследовательской работы, позитивный опыт индивидуальной и коллективной деятельности и коммуникации.
Наглядный – основная сложность данного метода в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого, остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах с детьми и выстраиваться системно. Педагог организовывает наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание презентаций, лэпбуков, иллюстраций по теме «Мир профессий».
Практический – согласно возрастным особенностям детей, в дошкольных группах есть лаборатории, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, учиться работать в команде и добиваться поставленной цели. Дети проводят эксперименты с разными материалами, получают опыт естественно-научных базовых компетенций.
Игровой – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, игродни. В ходе профориентационной игры имитируются производственные сюжеты, стимулирующие интерес детей на развитие игровых ситуаций - дети становятся биологами, химиками, физиками, математиками, геологами, экологами.
Играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Вместе с игрой каждый ребенок может перенять необходимые знания, научиться ориентироваться во взрослой жизни и не испугаться альтернативы в принятии самого важного решения – кем я хочу стать?
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и аналитическое мышление, которое является основой для большей части естественно-научных профессий.
Организация работы по раннему профориентированию в дошкольной среде учитывает многие принципы.
Мы учитывает индивидуальные особенности ребёнка, отношение к нему как к полноправному члену воспитательного процесса. Тем самым реализуется личностно ориентированный принцип.
Все материалы, которыми оперирует дошкольник, понятны ему в соответствии с принципом доступности. Ребёнок получает достоверные ответы на возникающие вопросы.
Участию или нежеланию участия в каком-либо мероприятии, праву на предоставление продукта своего труда или нежеланию делать этого способствует принцип открытости.
Проявление познавательной активности, стремлению к лидерству, склонность к экспериментированию, к поиску, к выражению гипотез, предложений происходит в соответствии с принципом активного включения детей в практическую деятельность.
Участие в активной коммуникации при выполнении какого-либо дела осуществляется в соответствии с принципом диалогичности.
Осознание себя в социальном окружении происходит в соответствии с принципом рефлексивности.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу обратить ваше внимание, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. В результате нашей с вами многоплановой работы, труд должен войти в жизнь наших детей и воспитанников радостно, и помочь в успешном всестороннем развитии.
Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир профессий.