Галина Чернова
Предотвращение конфликтов между детьми и разрешение конфликтных ситуаций в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов.
Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Это следствие их неумения строить отношения друг с другом в ходе совместной деятельности или игры. Конфликт – это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Какие же причины возникновения конфликта?
• эгоцентризм, неумение встать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами;
• несформированность навыков саморегуляции;
• неумение договариваться;
• нарушения межличностного общения (агрессивность, вспыльчивость, демонстративность).
Особенности конфликта у дошкольников: что малыши-дошкольники эгоцентричны, на первом месте у них пока исключительно личные потребности.
К ссорам между детьми обычно приводят:
• различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
• игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
• разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
• споры о правильности игровых действий.
Причины конфликтных ситуаций зависят от возраста. В 2-3 года дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые не получилось поделить, и сломанных сооружений. В этом возрасте малыши проходят очередной этап становления личности – на некоторое время становятся ярыми собственниками и очень остро переживают посягательства на «свои» вещи. При этом полноценно выражать эмоции словами дети пока не умеют. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и привлечения взрослых.
К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.
В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Существует два способа разрешения конфликта:
1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Умения необходимые для конструктивного решения конфликтов:
• Умение находить компромисс;
• Стремление к сотрудничеству (позитивное общение, ответственность);
• Умение выражать свои желания, чувства;
• Умение управлять эмоциями;
• Умение признавать свою вину и просить прощение;
• Умение выслушать другую сторону.
Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.
Если же конфликт серьезный, воспитателю нужно не просто призвать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре и решить его одним из способов:
• найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
• частично или полностью устранить причину ссоры;
• изменить цели конфликтующих;
• достичь соглашения по спорному вопросу.
Приемы по предупреждению конфликтов:
1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между детьми с помощью силы и жестокости.
2. В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность);
3. Установите чёткие правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорирует негативные проявления (если они не опасны для окружающих)
4. Высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.
- Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.
- Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
5. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.
6. Поощряйте умение себя вести.
7. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.
Приемы, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.
• Игры на сплоченность и сотрудничество: «Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука»;
• Игры на обучение эффективным способам общения: «Поделись игрушкой»;
• Игры на снятие конфликтности: «Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии;
• Игры на развитие эмпатии: «Сладкая проблема», «Обмен ролями»
• Драматизация (проигрывание) конфликтных ситуаций;
• Чтение и обсуждение сказок, рассказов, где разрешаются конфликтные ситуации.
Способы разрешения кофликтов:
- Идти до конца
- Уклонение (стремление уйти от конфликта)
- Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)
- Сотрудничество
- Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)
- Уступка
- Угроза, насилие
- Грубость, унижение
- Уход от решения проблемы
- Разрыв отношений
- Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
следствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
Взрослому лучше не вставать на чью-либо сторону. Вы должны выступать в роли третейского судьи, который не выносит субъективный вердикт, а объективно готов выслушать все стороны, участвующие в конфликте. Дайте слово одному ребенку, выслушайте его (используйте навыки активного слушания, ребенку очень важно видеть, что его слышат, затем выслушайте второго. И постарайтесь принять решение, которое удовлетворит обе стороны.
Дети не готовы слышать друг друга, но они часто готовы выслушать взрослого, к которому испытывают уважение. Не говорите, кто поступил неправильно, кто обязан извиниться.
Ваше дело - установить правила игры, которые детям нужно будет соблюдать.