Лучший педагог года

Предотвращение кибербуллинга через сетевой этикет и гуманное воспитание старших дошкольников в процессе воспитания в ДОУ

Яковлева Ангелина Александровна
Предотвращение кибербуллинга через сетевой этикет и гуманное воспитание старших дошкольников в процессе воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В эпоху научно-технического прогресса наблюдается компьютеризация всех сфер жизни человека. Происходит интенсивное развитие электронных, коммуникационных и других IT-технологий. Данные технологии присутствуют во всех сферах жизни человечества: в быту, промышленности, сфере услуг и, несомненно, в повседневной жизни. В результате, за последние несколько десятилетий общество существенно трансформировалось, так как высокие технологии и Интернет стали не только неотъемлемой частью повседневной жизни человека, но и социальной и среды, в рамках которой существует современный человек. Такое обширное внедрение Интернета в повседневную жизнь на протяжении относительно небольшого промежутка времени привело к формированию уникальной социальной среды, которую исследователи называют киберпространством. В рамках данного пространства человек получает практически неограниченный доступ к информационным и коммуникативным ресурсам. Однако здесь существует противоречие. Широкие возможности киберпространства, анонимность в социальных сетях часто приводят к негативным явлениям, таким, как кибербуллинг.

Публикация «Предотвращение кибербуллинга через сетевой этикет и гуманное воспитание старших дошкольников в процессе воспитания в ДОУ» размещена в разделах

Современные люди всех возрастов применяют интернет-среду не только для решения профессиональных задач, организации досуга, обучения, но и для общения, создания круга друзей по интересам. При этом возникает возможность переносить в виртуальное пространство те формы поведения и общения, которые недопустимы в реальной жизни.

Кибербуллинг является наиболее распространенной негативной формой поведения в социальных сетях, и часто приводит к возникновению разного рода психологических проблем и психо-эмоциональных состояний у пользователей сети разных возрастов. Это особенно актуально в связи с тем, что люди, сталкиваясь с данной формой общения в киберпространстве, формируют неверные стереотипы отношений в обществе, испытывают затруднения в формировании будущих семейных отношений, то есть, сталкиваются с возникновением серьезных психологических проблем, для решения которых часто необходима квалифицированная психологическая помощь.

В современной психологической науке был накоплен достаточный опыт, касающийся вопросами общения и социализации людей посредством сети «Интернет», в том числе, и явления кибербуллинга. В нашей стране проблемой киберсоциализации занимаются относительно недавно. Однако за те годы, пока шли данные исследования, накопилось достаточное количество знаний, чтобы обобщить и интерпретировать для диагностики и профилактики психо-эмоциональных состояний, связанных с кибербуллингом. Вопросы, касающиеся социализации в рамках киберпространства рассматриваются в трудах В. С. Мухиной, Т. В. Обидиной, А. В. Петровского, В. Д. Семенова, В. А. Плешакова, который заложил основу изучения феномена киберсоциализации как инновационного процесса.

Кибербуллинг – киберсоциальное явление, выражающееся в унижении человеческого достоинства посредством травли в социальных сетях, блогах, то есть, в киберпространстве. Кибербуллинг, помимо всего прочего, рассматривается, как вид преступления против личности, совершаемых посредством применения высоких технологий. Феномен кибербуллинга встречается в различных социальных средах. Специалисты считают, что подавляющее большинство случаев травли в глобальной сети приходится на подростковую среду, однако данное явление можно встретить во всех возрастных категориях. Явление кибербуллинга существует с момента возникновения социальных сетей и нового вида коммуникации.

Кибербуллинг как киберсоциальное явление, детерминирован рядом факторов, которые определяются особенностями общения в сети «Интернет» (Рисунок 1.1.).

Как видно из рис. 1.1, особенности интернет-коммуникации определяют возможность существования кибербуллинга.

Особенностью общения в сети «Интернет», в частности, в социальных сетях, является общение, основанное на передачи текстовой информации. По мнению специалистов, а также по наблюдению автора, пользователи сети «Интернет» могут пользоваться социальными сетями неограниченное количество времени, причем, коммуникация может осуществляться в любое время суток, вне зависимости от часового пояса, и географического положения собеседника. То есть, пользователь может начать диалог в любое время, и в любое время его продолжить.

В сети «Интернет» пользователи имеют возможность применять все способы коммуникации: текстовая, визуальная, аудиальная. Пользователи могут использовать для общения текст, видео- и аудиоматериалы, что является показателем мультимедийности коммуникации в киберпространстве. Такая мультимедийность, с одной стороны, повышает качество общения в сети, с другой – является фактором, детерминирующим явление кибербуллинга, в том числе, криминализацию коммуникации. Вместе с неограниченностью и мультимедийностью, для интернет-коммуникации характерна анонимность, которая в данном исследовании является хэштегом к вопросу изучения кибербуллинга. Особенностью коммуникации в киберпространстве является анонимность. Пользователь вправе осуществлять коммуникацию под псевдонимом, что является фактором снижения ответственности за свои действия. Под чужим именем пользователь может производить коммуникацию в любых социальных сетях, практически на всех виртуальных площадках, предусматривающих общение. Помимо анонимности, общение в социальных сетях характеризуется опосредованностью, так как является непрямым, при котором отсутствует невербальная коммуникация, а эмоции передаются посредством специальной знаковой системы «эмодзи».

Сеть «Интернет», как источник киберсоциализации, определила еще одну особенность: постепенно, с развитием технологий, стираются границы между онлайн и оффлайн реальностью. Особенностью коммуникации современного человека является практически равная возможность общаться как в реальной жизни, так и в киберпространстве. Современные технологии позволяют, помимо текстовой коммуникации, осуществлять и визуальный контакт, что делает интернет-общение более реальным. Это важнейшая особенность интернет-общения детерминирует распространение буллинга, переход травли жертвы из реального пространства, например, школы, группы сверстников, и т. п., в киберпространство, где травля может принимать самые неожиданные последствия, становясь более жестокой, и принимая публичные формы. Именно поэтому буллинг в киберпространстве приравнен к преступлениям против личности, и имеет совершенно реальные юридические последствия. Тем не менее, особенностью буллинга в сети «Интернет» является относительная безнаказанность, так как исключается физический контакт между субъектами коммуникации, не требуются географические перемещения, вследствие доступности Интернета, а также анонимность и возможность применять чужие IP-адреса, которые усложняют установление личности человека, осуществляющего травлю. Кроме того, очень часто из-за такой опосредованности, жертвы не обращаются за помощью, и не могут защищаться, что ведет за собой возникновение определённых психологических проблем, которые могут привести к серьезным последствиям, требующих вмешательства психологов, правоохранительных органов, и, зачастую, специалистов-медиков.

По данным специалистов, а также по личным наблюдениям автора, можно утверждать, что интернет-пространство позволяет осуществлять буллинг более эффективно по отношению жертвы за счет эффекта дистанцирования. Отсутствие визуального контакта с жертвой, прямого общения притупляет не только чувство эмпатии, но и делает буллинг более жестоким. Причем, часто жестокость в разы сильнее, нежели травля происходила бы при реальном общении. Кроме того, следует отметить доступность сети «Интернет»: выход в киберпространство возможен в любое время, с любого гаджета, причем, стоимость услуг интернет-провайдеров доступна, что делает явление кибербуллинга распространенным во всех социальных слоях. Именно поэтому очень часто кибербуллинг осуществляется непрерывно, что делает психологическую травму жертвы более глубокой. Вследствие доступности и дешевизны, а также популярности среди молодых возрастов населения, интернет стал наиболее распространен среди людей подросткового и юношеского возраста. Поэтому, очень часто кибербуллинг наблюдается именно среди детей и юношей. Однако есть определенные особенности при выборе жертвы в сети. Среди пользователей подросткового и юношеского возраста, как правило, кибербуллингу подвергаются люди, которые знакомы в реальной жизни. Среди пользователей старших возрастов часто наблюдается выбор неизвестной жертвы, что проявляется в буллинге, троллинге, шантаже, и т. п.

Кибербуллинг наиболее характерен для людей, неуверенных в себе в реальной жизни, что часто связано с расстройством самоидентичности и групповой идентичности. Явление кибербуллинга характеризуется более выраженной групповой идентичностью, когда жертва подвергается травле, потому что это делает группа, а индивидуальная ответственность при этом становится более «смазанной». При этом повышается порог «дозволенности», что переводит явление кибербуллинга в разряд преступления. Общим с травлей в реальной жизни является то, что группа начинает угнетать членов контр-группы. Такая травля довольно часто наблюдается в коллективах, весьма характерна для подростков и юношей. Однако в сети «Интернет» она приобретает более жесткие черты.

Буллинг и кибербуллинг – это не только про школу. Что делать, если ребёнка травят в детском саду?

Если в детском саду зарождается буллинг среди детей в группе, то это уже гласит о том, что буллинг перерастёт и в кибербуллинг.

Когда мы слышим про буллинг, травлю и агрессию среди детей, чаще всего представляем школу и подростков. Детский сад обычно выпадает из контекста. Да, бывают столкновения у песочницы из-за лопатки, но это же маленькие невинные дошколята, что с них возьмёшь. Но уже в таком юном возрасте бывают ситуации, когда один ребёнок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого маленького человека, занявшего позицию агрессора.

В пять-шесть лет определённый уровень самоконтроля уже есть, а в голове устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте, несмотря на то что нам хочется верить, что дети ещё такие невинные ангелочки, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.

Бывает, что дети копируют линию поведения, которая транслируется у них дома, в семье или где-то ещё в близком окружении – что и говорит о важности ИМЕННО ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. Бывает, это копирование увиденного в фильмах или передачах, бывают, конечно, и физиологические или неврологические отклонения, когда помочь может только специалист.

И, естественно, другие дети от этого страдать не должны. Так что понятно и логично если, например, желание папы мальчика помочь сыну, посоветовав применить физическую силу в ответ на агрессора.

Но ответная агрессия создаёт замкнутый круг. Ведь если в шесть лет ребёнок осознаёт, что по мнению значимого для него взрослого ответное насилие без особых размышлений оправдано, то в будущем это может оказать влияние на формирование многих его взглядов на жизненно важные вещи. И, главное, он может принять для себя, что позиция физической силы единственно верна.

Как же тогда поступить?

1. Поговорите со своим ребёнком.

- Можешь рассказать мне, что именно и как делает этот мальчик/эти дети?

- Тебе неприятно?

- У тебя портится из-за этого настроение?

- Что в это время делает воспитательница?

- Что в это время делают другие ребята?

- Что ты чувствуешь: страх, обиду, боль, злость?

2. Если для ребёнка это не очень травматичный опыт, можно проиграть с ним разные ситуации взаимодействия с агрессором.

- Игнорирование. Иногда это лучший вариант. Часто пристают именно в поисках внимания, а если его не получают, то переключаются на что-то иное.

- Вербальное противодействие. Встать в полный рост, посмотреть прямо в глаза и спокойно сказать: «Перестань!», «Я не буду играть с тобой! Я играю с теми, кто умеет дружить и не обижает меня.», потом так же спокойно уйти.

- Максимальное ограничение контакта с агрессором. Общаться с друзьями. Обычно в саду есть кто-то, с кем ребёнок близок.

3. Самое главное – донести до ребёнка, что, если ситуация выходит из-под контроля, нужно сразу же рассказать взрослому.

В саду значимый взрослый — это воспитатель. Ну и, конечно, необходимо поговорить с воспитателем. Узнать, в курсе ли она ситуации (вполне может быть, что понятия не имеет) и что предпринимается, чтобы эту ситуацию исправить. Доброжелательность и сотрудничество с воспитателем — лучшая помощь ребёнку, который остаётся под присмотром этого человека каждый день

От угроз расправы лучше воздержаться. Кроме того, если эмоции под контролем, можно поговорить с родителями второго ребёнка. Основное урегулирование ситуации в этом возрасте происходит всё-таки между взрослыми людьми.

И ещё, мне кажется, очень важно разговаривать про самого агрессора. Рассказать ребёнку, что, скорее всего, этим детям плохо внутри, потому что с ними или не разговаривают или разговаривают совсем не так, как стоило бы. Говорить о том, что они не умеют проживать свои чувства и эмоции. А так как им никто не помогает, то они часто не понимают, как себя вести и что говорить. Именно поэтому они иногда таким неприятным образом ищут дружбы и внимания.

Кто знает, может, в один день, если у вашего ребёнка будет внутренняя сила и желание, то он сможет подойти к тому самому «ужасному Васе», предложить ему игрушку или яблоко или позвать в игру и тем самым изменить мысли и линию поведения этого маленького человека, помочь ему найти дружбу и обрести внимание совсем другим ненасильственным способом.

Сетевой этикет для детей и подростков

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предотвращение кибербуллинга через сетевой этикет и гуманное воспитание старших дошкольников в процессе воспитания в ДОУ
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 17:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предотвращение кибербуллинга через сетевой этикет и гуманное воспитание старших дошкольников в процессе воспитания в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Яковлева Ангелина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД