галина девятерикова
Предметно-развивающая среда в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Комфортная развивающая предметно-пространственная среда :
-При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывался тот факт,что ведущем видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, развивающее пространство разновозрастной,средней группы, содержательно насыщено и соответствует возможностям детей данного возраста. Образовательное пространство группы оснащено на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Так как дети в нашем учреждении находятся в длительном отрыве от родителей, то и особое внимание было уделено эстетическому оформлению помещений. В интерьере разновозрастной группы сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.. В оформлении группы присутствуют : детские работы (В мире сказок; работы из природного материала; поделки по народному творчеству в разных видах ; сезонные коллективные и индивидуальные работы; творческие работы из не традиционного материала и т. д.); в работе приемлем только демократический стиль общения с детьми, что помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику, быструю адаптацию к санаторию.
Темочки:
- Предметно-пространственная среда соответствует особенностям детского восприятия: деятельностный характер восприятия (все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка); своеобразному пространственному восприятию (зонирование игровых и образовательных областей, в том числе зона условной изоляции, которая детям необходима время от времени).Также используется эффект новизны (смена деталей оформления зон в группе, что позволяет поддерживать интерес, любознательность у детей.
Инициативность и самостоятельность ребенка:
- В группе есть большое количество предметов, с которыми ребенок может играть самостоятельно, при минимальной помощи взрослых (конструктор, кубики, мозаики, игры-пазлы и др.) .
- Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.
Цветовое решение интерьера группы :
- Цветовая гамма стен спокойная пастельных тонов желтого оттенка.
- Присутствуют яркие предметы в виде игрушек, утвари, ярких элементов украшения.
- Домашняя обстановка (наличие мягкого ковра, миниатюрных элементов мебели, имитирующие домашнюю).
- Визуальный психологический комфорт - элементы природного компонента в оформлении интерьера, обуславливающий взаимосвязь с окружающим миром в данное время года.
Безопасность:
- Крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стене;не создают препятствий для передвижения в групповой комнате.
- Игровые зоны отделены от зоны приема пищи, зоны спокойной деятельности и зоны двигательной активности.
- Освещение соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Игрушки для детей в группе не имеют острых углов, не токсичны, не имеют раздражающей окраски, используются строго в соответствии с возрастом. Соблюдается низкий уровень шума (детей приучают не кричать, разговаривать спокойным тоном, не издавать громких звуков предметами, игрушками; аудиозаписи и мультфильмы воспроизводятся на комфортном для восприятия уровне звука).
Для безопасного и психологически комфортного пребывания детей в группе придуманы «Правила поведения», обозначенные картинками-символами. Ребята рассматривают их и напоминают друг другу, что нужно играть дружно, не ссориться, вовремя убирать игрушки и т. д.
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.
Гибкость, трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики.
Вариативность среды обеспечивается наличием различных в группе центров : «Сюжетных игр», «Центр художественного творчества, «Музыки», «Физкультминутка», «Юный строитель», «Центр развития речи», «В гостях у сказки», которые представлены разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: конструктор «Железная дорога» вносится в группу при работе над темой «Транспорт», но если дети утратили интерес к этой игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной.
В группе созданы условия для реализации образовательных областей:
Развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в учреждении. При создании предметно-развивающей срнды педагог учитывала особенности детей, а также гендерную принадлежность.
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется в центре «Сюжетных игр», где развивается игровой опыт каждого ребенка, формируются элементарные представления о разных профессиях (врач, продавец, повар, строитель, водитель).
В центре «Сюжетных игр» есть:
• игрушки – персонажи (животные, куклы);
• игрушки-предметы оперирования (комплекты одежды для кукол; коляски для кукол; комплекты постельных принадлежностей для кукольной кроватки; кукольная мебель; домики для кукол с мебелью, посудой; грузовые и легковые автомобили; наборы овощей и фруктов; набор медицинских принадлежностей, сумки, корзинки; комплект костюмов - накидок для ролевых игр по профессиям)
• маркеры игрового пространства («Магазин», «Парикмахерская», «Кухня», «Столовая»; напольные коврики по теме «Дорожное движение»; двухуровневый тематический игровой модуль со съездами, шлагбаумом, заправочной станцией) .