Гульнара Нугаева
Предметно-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает : наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает : доступность для детей, в том числе, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).
. В группе должны быть пространства для игры, конструирования, уединения, экспериментирования, исследовательской деятельности, постановок, продуктивной деятельности и пр., а также разнообразие наглядных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
. Среда группы должна меняться в зависимости от темы недели (наглядный материал, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, художественная литература, выставка детских работ, связанная с темой недели) Среда формируется с учетом возраста детей, их интересов и возможностей, а также психологических особенностей.
. Игрушка должна быть динамичной, обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре, Хорошо, если среди игрового материала есть механические предметы, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы, выполняющие определенные движения, магниты, увеличительные стекла, весы с гирьками, и пр., большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, материал для составления коллекций.. В групповой комнате необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны строительные инструменты, конструкторы, атрибуты для игр, отражающих мужские профессии, журналы с машинами, самолетами, схемы для строительства, конструирования и т. д.
Девочкам в игре потребуются предметы женской одежды, парикмахерские принадлежности, украшения, материал для моделирования одежды, атрибуты, отражающие женские профессии т. п. .
В развивающей предметно-пространственной среде старших дошкольников должен быть материал, стимулирующий развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, открытки. Располагая материал и предметы в опытно- экспериментальной зоне необходимо их обозначить: фото или рисунками с опытами, схемами.
Наличие в группе разнообразных подручных средств (нити, тесьма, веревки, коробочки, проволочки, палочки, ленточки) способствуют тому, что ребенок может творчески использовать его при решении той или иной задачи) Желательно, чтобы в группе подручный материал располагался в нескольких активных центрах.