Елена Порошина
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ
Порошина Е. Б., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь
Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многозначен : это – условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это – способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик, удовлетворение потребностей, в частности потребности в игровой деятельности.
Публикация «Предметно-развивающая среда логопедического кабинета ДОУ» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Кабинет логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития.
Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении.
Развивающая среда кабинета, создавалась на основе принципов построения предметного пространства :
Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.
Системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.
Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, письменные и детские столы отодвигаются, окно, зеркало по мере необходимости закрываются шторами: пространство кабинета динамично.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Кабинет имеет несколько зон :
1. Зона с зеркалом для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения.
2. Зона дидактического и игрового сопровождения.
Занимательное игровое обеспечение для логопедических занятий (настольные игры, лото, кубики, игрушки).
Оборудование, способствующее формированию речевого дыхания.
Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики (обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, мозаики).
3. Консультативная зона для работы с родителями и педагогами.
4. Зона методических материалов и пособий
Она представлена шкафом, тумбочкой столом и содержит следующие разделы:
Справочная литература по логопедии.
Материалы по обследованию речи детей.
Методическая литература по коррекции звукопроизношения.
Методическая литература по преодолению ФФНР.
Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах).
Паспорт логопедического кабинета.
Нормативные документы.
Перспективное планирование на учебный год.
Журнал обследования речи детей.
Журнал посещаемости детьми ЛП.
Речевые карты.
Планы индивидуальной работы с детьми.
5. Зона ТСО.
Здесь располагается ПК с набором обучающих компьютерных программ, диски с программами, логопедическими играми и электронные пособия.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.
Литература
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда : её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -1995.-№ 4.
2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада :учебное пособие/ Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева. -М. :Перспектива,2011.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
4. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л. М. Кларина. -СПб. ,1999.-144с. -С. 9–18.
5. Пятница Т. В., Солоухина-Башинская Т. В. Справочник дошкольного логопеда. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2011.
6. Степанова О. А. Дизайн и учебно-игровое оборудование для логопедического кабинета // Логопед. – 2008. – № 8.
7. Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М. ,1991.
8. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин. -М. ,2001.