Валентина Литвинова
Предметно-развивающая среда как ресурс ознакомления дошкольников с историческим прошлым
▼ Скачать + Заказать документы
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с историческим прошлым является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
Проектирование предметно-развивающей среды осуществляется на основе требований нормативных документов, реализуемой в ДОО комплексной программы, материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие помещений, их площадь, предпочтений, субкультуры и уровня развития детей. Она должна соответствовать Федеральным государственным требованиям и принципам, таким как:
Публикация «Предметно-развивающая среда как ресурс ознакомления дошкольников с историческим прошлым» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;
принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую.
Целью такой предметно-развивающей среды является создание условий для активной познавательной деятельности и приобщения детей к истории и традициям народа.
Задачи, которые будет выполнять данная среды :
1 Расширение представлений о предметах домашнего обихода (посуда, мебель, постельные принадлежности, игрушки).
2 Расширение представлений о предметах окружающего мира (особенности внешнего вида, функции, историческая ценность).
Обогащение опыта в моделировании игрового пространства.
3 Знакомство с историей происхождения декоративно – прикладным искусством
4 Уточнение понятий малая Родина, Россия, народные игры, предметы народного быта.
5 Создание условия для самостоятельности детей в играх и художественной деятельности.
Центр художественного слова (книжный уголок). Здесь должны быть представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстрированный материал, фотографии детских писателей.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей.
Мини –музей «Русская изба» :
комната русского быта, воспроизводящая жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т. д.).
Уголок ряжения:
Одежда народов Поволжья, аксессуары праздничной одежды, декорации к сюжетно – ролевым играм ( ширмы и дополнения к ним: панно, напольные модели усадьбы и др., головные уборы, оружие, аксессуары.
Крестьянское подворье:
- оборудование к сюжетно – ролевым играм.
-ширмы с набором декораций (горница, подворье, хата, кухня и др.).
-макет подворья и модель внутреннего убранства жилища.
Центр творческой деятельности
Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры. Технические средства и вспомогательные материалы для художественной деятельности. Раскраски ««Русский праздничный народный костюм»
Центр краеведения «Уголок России-Отчий дом»
Старшая группа
- альбомы и коллекции открыток (достопримечательностей города, села, предметов искусства и культуры, народного быта);
- куклы в костюмах России и Поволжья;
- набор одежды по размеру кукол;
- бумажная кукла, шаблоны, трафареты одежды и образцы для оформления;
- убранство горницы для кукол;
- рисунки, портреты в рамочках;
-игрушки из природного и бросового материала в экспозициях и на макетах.
Подготовительная группа
- карта России и Ульяновска с возможностью дополнения ее рисунками, моделями, создаваемыми детьми;
- фото - стенды по истории Отечества, по различным темам;
- индивидуальные альбомы истории семьи;
- ролики для кукольного телевизора на Поволжскую тематику («видео кассеты» для кукол).
Шаблоны и трафареты, пооперационные карты изготовления предметов народных промыслов.
Предметы «волшебной полочки» и бабушкиного сундучка.
Тряпичные и бумажные куклы, созданные детьми и родителями.
Театральный центр.
Набор декораций для театров и сюжетно – ролевых игр на тему:
- быт и традиции жителей Поволжья [ ]
Групповые музеи
Мини-музей «Прошлое и настоящее»
Он может занимать одну из стен группового помещения и часть полок. На стене изображено «Колесо времени», а на полках размещены разные предметы, сгруппированные определенным образом. Например, на одной полке собраны макеты жилища древнего человека, замков, жилищ недавнего прошлого и современных домов; в картонной коробке лежат гусиное перо, перьевая и шариковая ручки карандаш.
Мини-музей часов.
Старинные механические и современные электронные часы, часы с кукушкой, будильники, настенные и наручные часы. Экспонаты музея вызывают огромный интерес у детей, дают возможность сравнивать часы, которые были популярными во времена пап и мам, бабушек и дедушек. А еще циферблаты часов могут отражать режим дня группы : на одних стрелки указывают время завтрака, на других – прогулки и т. п.
Мини-музей «История вышивки».
Это предметы быта – полотенца, подзоры, подушки, столешники (скатерти, праздничная и повседневная одежда, передники, головные уборы и др. [ ]