Екатерина Подковенко
«Закаливание как важное звено в системе физического воспитания ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Закаливание как важное звено в системе физического воспитания ребёнка»
Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию окружающей среды.
Публикация «„Закаливание как важное звено в системе физического воспитания ребёнка“» размещена в разделах
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма.
Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определённым условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.
В процессе закаливания в организме ребёнка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменение окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее.
В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
3. Систематичность начатых процедур.
4. Комплексность
5. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Закаливание по схеме Сигалова - хождение по полу босиком, действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и её связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания.
Закаливающее мероприятие должны проходить на положительной настроенности ребёнка, так как при этом легче и быстрее формируются условные связи, что также даёт положительный результат.
Хождение босиком надо начинать при температуре воздуха в комнате не ниже 20°С. После дневного сна малыши просыпаются и принимают воздушные ванны, начинают постепенно потягивание ручками и ножками, встают с кроваток, на ножки надевают носочки. Сначала дети ходят в носках, в течение первых трёх дней прибавляется по одной минуте хождения, затем - по одной минуте каждые три дня, и так шесть раз, и последние десять дней по десять минут. После хождения в носках малыши переходят к постепенной ходьбе босиком от одной минуты до трёх, и так три раза по три дня, а остальные дни дети ходят по пять минут.
Хождение босиком - процедура очень физиологичная, и хорошо переносится детьми ясельного возраста.
В сочетании с хождением босиком также можно использовать игровые дорожки для повышения двигательной активности и оздоровления малышей. В игровые дорожки входят: ребристая доска, дорожка с галькой и песком, резиновые коврики, дорожка со следами. Расположены, они должны быть таким образом, чтобы дети всей группой занимались одновременно, переходя от одной дорожки к другой, включая в работу все группы мышц. Малышам нравится такой вид процедур, они с удовольствием ходят по дорожкам, тем самым закрепляют мышцы связок стоп и предупреждают развитие плоскостопия.
Главный смысл хождения босиком - закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания.
Закаливание предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы. Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Проведение физкультурных занятий в спортивной форме при температуре 17-18°, общие воздушные ванны длительностью 3-5 минут (во время переодевания ко сну) - вот каждодневное закаливание воздухом. Его эффективно дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность. К ним следует ещё добавить физкультурные занятия на воздухе.
Закаливающий эффект дают ежедневные водные процедуры, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше принимать душ.
Введение в режим дня детей ясельного возраста общеразвивающих упражнений и подвижных игр повышает двигательную активность, способствует правильному формированию стопы, развивает координацию движений, совершенствует физическое развитие, вписываясь тем самым в общий комплекс оздоровления.