Наталья Свиридова
Предметно-развивающая среда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
2 СЛАЙД Предметно-развивающая среда –это организованное жизненное
пространство способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника
удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка
становление его способностей посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность
3 СЛАЙД Цель создания предметно-развивающей среды :
Публикация «Предметно-развивающая среда в детском саду» размещена в разделах
создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения дошкольников
4 СЛАЙД. Основные условия построения развивающей среды
-соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-способствование творческому развитию детей;
-опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
-обеспечение самостоятельной деятельности, возможности для исследования;
учет интересов и потребностей каждого ребенка;
-привлекательность и эстетичность оформления.
5 СЛАЙД. При построении предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении, в развитии его положительного самоощущения, эмоционального благополучия воспитанника.
Принцип эстетической организации среды, сочетает в себе привычные и неординарные элементы интерьера, развивает вкус, побуждает воспитанника к активной творческой деятельности.
Принцип доступности и единства, продиктован особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме «вижу-действую».
Принцип активности творчества, реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды : создание временных игровых зон с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских.
Принцип комплексирования и зонирования, реализует построения непересекающихся сфер активности и дает возможность воспитаннику заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создается игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
Предоставления девочкам и мальчикам возможности проявлять свои наклонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип «половых и возрастных различий».
Принцип безопасности реализуются в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкцией по охране жизни и здоровья воспитанников.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость, эстетичность.
6 СЛАЙД. Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу зонирования позволяет детям объединяться подгруппами, по общим интересам, по ролевому принципу, уровню развития детей.
7 СЛАЙД. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает этому? Мы убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.
8 СЛАЙД. На 6-7 году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультипликационных и телевизионных фильмов.
9 СЛАЙД Развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности, атмосферы доброжелательности и благополучия, не только ориентация в общении на более подготовленных детей это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность; знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.
10 СЛАЙД В подготовке к конкурсу «Предметно-развивающая среда» мне помогали мои родители:
в уголок природы прилетела группа Винкс в необычных домиках, а рядом на них смотрят герои из сказки «Снегурочка». Для ознакомления с сезонными изменениями в природе в нашей группе «растет» Дидактическое дерево.
В нашем саду традиционно каждый год проходит конкурс «Огород на окне». Необходимо не просто посадить овощи на окне, а так, чтобы просматривался сюжет какой-нибудь сказки. С творческим подходом подошли к оформлению уголка природы и огорода родители смастерив оригинальные игрушки и поделки.
11 СЛАЙД - Знакомство с животными жарких, холодных стран, пустыни, не только расширяет кругозор детей, но и в ходе игры проявлять свои творческие способности. Игровые макеты мы изготовили вместе с детьми из бросового материала.
12 СЛАЙД - центр безопасности и ПДД охраняет постовой – светофор, которому папа Саши подарил полицейские атрибуты. Творчески работающий педагог может разработать различные варианты игр, вводить дополнительные игровые задания. Макет «Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
В уголке солнечной системы дети могут в свободной деятельности рассматривать, а затем срисовать или слепить из пластилина созвездия лебедя, скорпиона, змеи, большой и малой медведицы и другие.
13 СЛАЙД -для профилактики плоскостопия и осанки дети могут использовать различные тренажёры, поиграть в игры: «Сбей кеглю», «Бадминтон», «Съедобное- не съедобное» или придумать свою игру проявив смекалку.
чтобы научить старших дошкольников понимать своё эмоциональное состояние и друга, мною был изготовлен уголок настроения «Здравствуй, я пришёл»
14 СЛАЙД В центре для детского исследования размещены самые разнообразные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь. Оборудование: микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В патриотическом уголке дети самостоятельно рассматривают иллюстрации книг «Русский быт», «Тамбовский край», «Герои нашего времени» и др. В библиотеке взять и прочитать любимую сказку, стихи. СЛАЙД. Детям очень нравиться заниматься в уголке школьника на компьютерах, а с помощью магнитных букв и цифр выкладывать слова, считать, изучать часы и многое другое.
В центре искусства размещены различные изобразительные материалы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, ножницы, трафареты, штампы и многое другое располагают к активной творческой деятельности.
16 СЛАЙД. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. К вариантам новых компонентов среды можно отнести : мини-музей «Сказочные домики» тему выбрали сами дети.
17 СЛАЙД «Семейный уголок», в котором можно посмотреть на семейные фотографии, семейные гербы, чудо-шкатулку с мамиными украшениями и чемодан папиных полезных вещей.
18 СЛАЙД Вывод: Таким образом, важной особенностью образовательной развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста является использование разных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающей развитие творческих способностей и наиболее полной самореализации.