Марина Уваровская
Организация предметно-пространственной среды в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников.
Направленность (вид) : «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.)
Публикация «Организация предметно-пространственной среды в группе ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Наш девиз: «Серединка желтая, лепесточки белые.
Мы детишки умные, добрые и смелые.»
Информационная справка о раздевальной комнате
Общая площадь: ___ кв. м
Освещение: лампочки___ плафонов + 1 аварийная лампа
Напольное покрытие: линолеум
Наличие дневного света: 1 большое окно
Информационная справка о групповой комнате
Общая площадь: 95,6_ кв. м
Освещение: ___ плафонов
Напольное покрытие: линолеум
Наличие дневного света: 4 больших окна
Дополнительные средства для дизайна интерьера:
Шторы: 2 штуки
Тюли: 3 штуки: с рисунками
жалюзи:2 штуки.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы, обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания
Условие реализации программы - организация развивающей предметно-пространственной среды.
Одним из условий реализации программы, является развивающая среда. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Для создания развивающей среды учитывались особенности детей 3-4лет и безопасность для жизни.
Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, созданы условия для общения со сверстниками. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении, поэтому оборудование расположено по периметру группы, выделены зоны:
- «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, опыты и эксперименты);
- «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
-«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
-«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
-«Спортивный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей.
Принцип доступности оборудования, пособий дает возможность детям участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности.
Подобранная развивающая среда способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками, поможет освоить новые способы и приемы действий, поведения и взаимоотношений, познать не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя.
Разнообразие предметного содержания, доступность материалов, удобство их размещения обеспечивает каждому ребенку возможность выбирать занятие по интересам в центрах активности.
Направление образовательной деятельности /образовательные области Условия, созданные в группе/центры развития :
Оснащение
/игрушки, игры, пособия/
в соответствии возрастными особенностями детей Перечень программно-методической литературы.
Развивающие модули по сенсорике; дидактические пособия и игрушки: настольные игры. Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр., наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой, пазлы, мозаики, лото, домино.
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.
Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера; конструкторы разного размера и материала.
Книги со сказками, стихотворениями, рассказами, познавательного характера с качественными иллюстрациями:
«Хрестоматия средняя группа детского сада» ЗАО
«РОСМЭН», «Если вы воспитаны» О. Корнеева, «Три поросенка», «В гостях у сказки» серия «Капелька», «Дюймовочка» серия «Лучшие сказки детям», «Загадки Деда Мороза» В. Степанов, «Подарки Деда Мороза» Н. Мигунова, «Умывалки-умывалочки» С. Михалков, «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Важные машины» Е. Кузьмин, «Я на солнышке лежу» сборник стихов для детей, «Федорино горе» К. Чуковский….
Цветные косынки, юбки, фартуки, кокошники, шапочки, элементы костюмов сказочных героев и др.
Руль, элементы костюмов и аксессуаров (юбки, жилеты, пелерины, шарфики, платочки, головные уборы, бусы, браслеты, сумки и др., комплекты профессиональной одежды. Сумки, корзины и др
Портреты президента России, президента РС (Я, флажки
Бубенцы и колокольчики, пальчиковые тарелочки, Танцевально - игровые атрибуты (различные по цвету и размеру ленты, султанчики, платки и шарфы, искусственные цветы).
Цветные карандаши (12 цветов, кисти беличьи или колонковые (2 размера для каждого ребенка, краски гуашь (не менее 6 цветов, стаканчики-непроливайки, мелки, бумага (белая, цветная и тонированная, картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (8-12 цветов, стеки, формочки для песка и выпечки, геометрические тела, предметы для натуры и обследования (игрушки, муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы) и др. Нетрадиционные материалы: соленое тесто, природный материал, разноцветные пуговицы и шнурки, ватные палочки и диски, зубные и платяные щетки, губки, песок (цветной декоративный и чистый речной).
Наборы игрушек для кукольного театра, пальчикового театра; наборы фигурок и декораций по сюжетам сказок и пр.
Мячи разных размеров, кегли, кольцебросы, скакалки, обручи, мешочки с песком вес 100гр, платки, ленты.
Массажные коврики и дорожки, массажные мячи.
Оборудование для обеспечения экологической безопасности: очиститель-ионизатор воздуха.
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Средняя группа/Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Комплексные занятия по программе «Детство» Средняя группа. /Сержантова Ю. Б., Елоева А. В. и др. - Волгоград: Учитель, 2014.
- Парциальная программа «Вместе учимся считать» : Учебно-методическое для воспитателей ДОУ. – СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Алешина Н. В., Москва, «ЦГЛ», 2005
- Конструирование из строительных материалов / Е. А. Кудрявцева Л. В., Попова Г. П.
- Волгоград: Учитель, 2014
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство».Средняя группа/Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Комплексные занятия по программе «Детство» средняя группа. /Сержантова Ю. Б., Елоева А. В. и др. - Волгоград: Учитель, 2014.
- Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста
- Гурович Л. Н. /Ребенок и книга/СПб. : «Детство-пресс», 1999/ В. И. Логинова.
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Средняя группа/Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
- Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста/ Богуславская З. М., Смирнова Е. О. – М. : Просвещение, 2001.
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Азбука общения/ Шипицына Л. М., Воронова А. П. и др. – ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. Программа Л. В. Куцакова/«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»
- Кондратьева Н. Н. /Мы/Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2000/Программа
- Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. - М. : Школьная Пресса, 2010.
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Средняя группа/Гладышева Н. Н., Сержантова Ю. Б. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Комплексные занятия по программе «Детство» Вторая младшая группа. /Сержантова Ю. Б., Елоева А. В. и др. - Волгоград: Учитель, 2014.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». / Лыкова И. А. - М. : Карапуз-
- Художественное творчество. Освоение образовательной области по программе «Детство» : планирование, конспекты. Средняя группа/Леонова Н. Н. – Волгоград: Учитель, 2016.
- В. Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», М. : «Просвещение», 1986.
- Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М. : «Просвещение», 1983.
- Беседы о здоровье / Шорыгина Т. А. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т. С. Яковлевой. – М. : Школьная пресса, 2006.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду
2. /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2011 г.
3. Вербенец А. М, Солнцева О. В, Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» - СПб. : Детство-Пресс, 2013 г.
4. Методические советы к программе «Детство» - СПб. : Детство-Пресс, 2006 г.
5. Ушакова О. С. Занятие по развитию речи для детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М. : ТЦ-Сфера, 2010 г.
6. Быкова Г. И. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб. : Детство-Пресс, 2005 г.
7. Гурович Л. М., Береговая Л. Б. и др. Ребенок и книга. – СПб. : Детство-Пресс, 2000 г.
8. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет: Пособия для воспитателей детского сада и родителей. Сост. Н. П. Ильчук. – М. : АСТ, 1997 г.
9. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. – СПб. : Детство-Пресс 2001 г.
10. Михайлова З. А. Чеплашкина И. Н. Первые шаги в математику. Проблемно – игровые ситуации для детей 5-6 лет. – СПб. : Детство-Пресс, 2007 г.
11. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-Пресс, 2012 г
12. Короткова Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002 г.
13. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические организации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб. : Детство-Пресс, 2007 г.
14. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет, 2 части. – СПб. : Детство-Пресс, 2009 г.
15. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы. – М. – Элизе Трейлинг, ЦГЛ, 2003 г.
16. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. – Элизе Трейлинг, ЦГЛ, 2005 г.
17. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М. «Издательство Скрипторий. 2003» 2005 г
18. Авдеева Н. М. Безопасность: альбом иллюстрированный раздаточный – СПб. : Детство-Пресс, 2000г.
19. Стеркина Р. Б Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2000 г.
20. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-Пресс». 2008 г.
21. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., Просвещения, 1986 г.
22. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М., ТЦ Сфера, 2003 г.
23. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. Под ред. Т. И. Бобаевой, З. А. Михайловой – Спб. : Детство-Пресс. 2004 г.
24. Вербенец А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Методический комплект программы «Детство» Детство-Пресс
25. Купакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М., ТЦ Сфера, 2012 г.
26. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М., Просвещение, 1991 г.
27. Халезова Н. Б. Лепка в детском аду. – М., Просвещение, 1986 г.
28. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб. : Детство-Пресс, 2001 г.
29. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. – СПб. : Детство-Пресс, 2008 г.
30. Петрова И. М. Волшебные полоски. – СПб. : Детство-Пресс, 2008 г.
31. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М., Творческий центр, 2004 г.
32. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., Просвещение, 1986 г.
33. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. – М., Просвещение, 1991 г.
34. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. – СПб. : Детство-Пресс, 1999 г.
35. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб. : Детство-Пресс, 2001 г.