екатерина коптева
Предметно–пространственная среда для обучения дошкольников аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДМЕТНО– ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ АППЛИКАЦИИ
С. Л. Новоселова определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика [17].
Публикация «Предметно–пространственная среда для обучения дошкольников аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Оформление детских садов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
При построении предметно-развивающей среды, которая должна способствовать обучению дошкольников аппликации, необходимо опираться на требования ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [1, п. 3.3.4.].
В группе все, что окружает ребенка (предметы обстановки, чем он пользуется (предметы обихода, те предметы, которые дошкольник использует в своей игровой деятельности (игрушки, должны твечать эстетическим критериям.
В группе, как правило, есть несколько столов, которые можно поставить отдельно, по кругу, сгруппировать по два. Места не закрепляются за детьми жестко. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична позиция воспитателя. На каждом занятии и в процессе самостоятельной деятельности детей, воспитатель может расположиться перед детьми, рядом с детьми, рядом с тем или иным ребёнком, который требует большего внимания.
В группах должен быть оборудован уголок изобразительной деятельности, в котором можно проводить индивидуальную работу с детьми или в небольших подгруппах. Хозяин уголка – это игрушка, например, игровой персонаж художник Тюбик. Эстетика уголка должна сочетаться с рациональностью и удобным размещением материала и оборудования для изготовления аппликаций и не создавать детям трудности в пользовании им. Уголок должен отвечать всем гигиеническим требованиям, в том числе по освещённости. В нё м может быть оборудование: фланелеграф, настенная доска, на которой развешивают плоские наглядные пособия, в том числе иллюстративный материал.
Необходимо, чтобы набор материалов для аппликаций был разнообразен и имелся в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать материал, наиболее полно отвечающий реализации задуманного, наиболее выразительно передающий замысел. Поэтому, например, для изготовления поделки детям представляется разная по цвету и по фактуре бумага (матовая, бархатная, глянцевая, тонкая, рыхлая, плотная и др.).
В свободной деятельности детей знакомят с теми материалами уголка, которыми они будут пользоваться. Обращают их внимание на то, что у каждой вещи есть своё постоянное место. Считается, что было бы грубейшей ошибкой убирать от детей материалы для аппликации и рисования - в группе они должны находиться в свободном доступе. Все наборы готовых форм разных цветов и размеров - в удобных открытых контейнерах и храниться на доступном для детей уровне на полках в шкафах. Разумеется, все эти коллекции пополняются, заменяются, но главное то, что они имеют постоянное место и детям не приходится их искать, спрашивать других, отвлекая от дела. И что особенно важно, детей приучают всегда сами убирать за собой весь материал по местам, приучаясь к самостоятельности.
Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому ребёнку видеть работу других, обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями, открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано» и т. д.).
Ножницы хранятся в недоступном детям месте.
Перечень оборудования для занятий по предметной аппликации в группе : бумага белая плотная (альбомная, тонированная, цветная, картон; стенд для просмотра аппликаций на высоте удобной детям; цветные карандаши; краска гуашь; кисти; клей – клейстер и синтетический; подставки для кистей; клеенка; фартук для ребенка; фломастеры; тряпочка для рук.
В методический комплекс, представляющий работу по изготовлению аппликации, входят:
а) готовые формы, их разные варианты;
б) промежуточные результаты (пооперационная карта) работы по изготовлению аппликации;
в) готовые аппликации в соответствии с тематическим планированием;
г) набор аппликаций представляющих их многообразие каждой темы;
д) набор предметов для изображения, соответствующих иллюстраций.
Они по-разному могут использоваться в работе с детьми:
- как наглядный материал на занятии для решения учебных задач;
- как пособие для самостоятельной работы детей.
Промежуточные результаты могут использоваться в уголке изодеятельности как подсказка в работе, рассматривание альбома с аппликациями, или фотографиями становится толчком к замысливанию работы, к придумыванию своего варианта.
Можно организовать сменные выставки аппликаций, сначала всех, через некоторое время – лучших, которые предлагают дети после совместного анализа и любования ими. Работы детей желательно оформлять в паспарту или рамки. Это способствует тому, что появляется общая радость за сделанное. Привлечение к оценке и контролю результатов самих детей способствует тому, что дети учатся соответствующим образом - правильно, эмоционально адекватно, творчески создавать аппликации. Такие выставки помогают и родителям в понимании проблем своих детей в изобразительной деятельности.
Таким образом, предметно-развивающая среда группы для занятий аппликацией должна отвечать современным требованиям, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к возрастным особенностям детей.