Татьяна Гутник
Предметно-пространственная среда малокомплектного детского сада в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Предметно-пространственная среда малокомплектного детского сада в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Детский сад у нас малокомплектный и дополнительных помещений у нас просто нет. Поэтому перед нами встала нелёгкая задача всё это совместить и объединить в одном помещении. Наша группа получилась многофункциональной, так как она заменяет групповую комнату, столовую, спальную, спортивный и актовый зал.
Предметно-пространственная среда нашей группы – это уголки и закоулочки, полочки и мешочки, которые есть в нашей группе. Здесь все сделано так, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью совместно с воспитателем, сверстниками, а также индивидуально.
Кровати в нашей группе трёхярусные, что позволило сократить много места, на которых мы разместили все наши центры.
Для того, чтобы дети нашли себе дело по душе в группе выделены определенные зоны. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок, по желанию ребенка, можно легко и быстро преобразовать в другой.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Можно поиграть в сюжетные игры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все атрибуты для игр хранятся в коробках и доступны для детей.
Есть игры, которые интересны в первую очередь мальчикам. Это «Уголок безопасности дорожного движения». Он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления знаний ПДД. Тут собраны транспортные средства, светофор, пилотка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы и дорожные знаки.
В группе также есть «Строительный центр» его содержимое (кубики, конструкторы «Лего») позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально. Развернуть строительство на ковре, либо на столе. Мальчики всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Мальчики также любят играть со спец. техникой, возможно эти игры помогут им с выбором будущей профессии.
А здесь особенно любят играть наши девочки, ведь они же будущие хозяюшки, мамы.
Познавательный уголок наполнен множеством различных занимательных и познавательных математических материалов: счетные палочки, линейки, логические игры, комплекты цифр, раздаточный и демонстрационный материал.
Для развития речи детей здесь собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания «домашние и дикие животные», «спорт», «растения», «птицы», «жители океана», картотеки и многое другое.
Для художественного творчества детей в свободном доступе находятся различные виды бумаги, трафареты, пластилин для лепки, краски и карандаши
Театральный уголок» - здесь размещается небольшая ширма, маски сказочных персонажей, персонажи кукольного, настольного, пальчикового и теневого театров. Играя в театр, мы объединяемся интересной идеей, демонстрируем, неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
Дети в восторге от нашего музыкального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.
Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят.
В старшей и подготовительной группах дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;
В патриотическом уголке мы разместили глобус, импровизированную карту России, флаг РФ, герб России, Челябинской области и Агаповского района. Портреты президента РФ, губернатора области, а также главу администрации района. Военная техника. Оформлены альбомы и мини выставка «Народные промыслы» Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли и домашние животные. Макеты деревьев из бисера.
Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд "Веселые мастера", где размещены фото детей, посещающих группу и их ежедневные творческие работы.
Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.