Ольга Ярыч
Предметно-пространственная среда как условие поддержки детской самостоятельности и инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно- пространственная среда как условие поддержки детской
самостоятельности и инициативы
слайд 2.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей.
слайд 3.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.
слайд 4.
Давайте повторим определение РППС. Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством: помещениями, участком, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья.
слайд 5.
РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
слайд 6.
На современном этапе имеются сложности в создании РППС.
Первая сложность заключается в том, что детские сады типовой постройки не позволяют создать предметно развивающую среду в соответствии с современными требованиями. Площадь групповой комнаты не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям.
Путь решения: использование многофункциональной, трансформируемой мебели.
слайд 7.
Вторая сложность заключается в неготовности педагогических кадров к работе в новых условиях, при которых ответственность по принятию решений по организации пространства в большей степени ложится на самого педагога.
Путь решения: При освоении новых подходов к организации развивающей среды и в частности планировки группового пространства педагогам обязательно нужно понять смысл перемен. Им нужно понять, как организовать среду, её цели, функции и принципы построения, зачем пространство разделяется на Центры активности и т. д.
слайд 8.
Третья сложность: для создания РППС в ДОУ потребуются дополнительные затраты.
Пути решения: возможное привлечение средств из внебюджетных источников (грантов, средств депутатов, добровольных пожертвований и пр.) и самостоятельное изготовление пособий.
Современному педагогу важно обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативности и творчества. Предлагаю посмотреть, как решают этот вопрос педагоги нашего дошкольного учреждения.
слайд 9.
В группах ДОУ предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение материалов и оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Дети самостоятельно играют, а в ходе игры они взаимодействуют, общаются, познают, применяют полученные знания. Т. е. вот она – полифункциональность, вариативность, поддержка детской инициативы и самостоятельности.
слайд 10.
Уголок для девочек
Здесь подобрана предметно - развивающая среда для разных сюжетно-ролевых игр: семья, дочки матери. В этом уголке у нас есть:
– Кухня с набором посуды, столовых приборов, муляжей продуктов, подносов;
– Кукольные кроватки с постельным бельем;
– Кукольные коляски разных моделей;
– Куклы, одежда для кукол.
Детям очень нравится играть в этом уголке.
слайд 11.
Уголок для мальчиков
Для мальчиков также организована предметно – развивающая среда. Здесь можно найти разнообразные машины, автосервисы.
Слайд 12
Уголок театрализованной деятельности
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, би-ба-бо. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Слайд 13
Развивающая среда своими руками
Актуальность применения модулей, изготовленных своими руками, заключается в необходимости изменения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, и позволяет не приобретать дорогостоящее оборудование, а используя творческий потенциал педагога и помощь родителей, вносить изменения в соответствии с потребностями детей, прибегая к малозатратным технологиям изготовления.
Слайд 14
Уголки уединения
Для формирования психологической стабильности ребенка пригодятся специальные уголки настроения или уединения; центры эмоциональной разгрузки и «островки примирения». Такие тематические зоны дают ребёнку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым.
Слайд 15
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм свободной детской активности (чтения художественных текстов, изобразительной и продуктивной деятельности, сюжетной игры). Использование игровых макетов отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Слайд 16
Таким образом, в группах созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.