Ирина Пугачева
Предметно-пространственная среда как средство успешного формирования математических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основываясь на требования ФГОС, СанПин в нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей. Предметно-пространственная среда центра математики соответствует возрасту детей, доступна и безопасна. Дидактический материал по математике безвреден для здоровья и отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактические игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют у детей зрительно-различительному восприятию размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию детей. Так как предметно-пространственная среда работает на цели и задачи программы, которая реализуется в Учреждении, то мы меняем оснащение в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Кроме этого, поэтапно изменяем, дополняем и реорганизовываем ее, чтобы развивать математические способности детей. Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяемв соответствии с возрастом детей. В группе естьЦентр занимательной математики, оснащенныйтематическими играми, пособиями и материалами,который функционирует со второй младшей группы.
В младшей группе используем дидактические игры и игрушки, развивающие у детей умения : сравнивать предметы по различным признакам - величине, форме, цвету, назначению и т. д.
В средней группе в оформлении Центразанимательной математики используемдидактические игрыи игрушки, развивающие у детей умения :
- ориентироваться в пространстве и времени;
- сравнивать предметы по различным признакам – размеру, форме, цвету,назначению и т. д. ;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
В старшей группе Центр занимательной математики содержит : трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;дидактические игры, развивающие умения:
-создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
- понимать отношение рядом стоящих чисел;
- устанавливать последовательность различных событий.
В подготовительной группе Центр занимательной математики содержит :дидактические игры, формирующие умения :
- ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т. д.);
- работать с планом,схемой, маршрутом;
- «читать» простейшую графическую информацию;
- определять время по часам;
- анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей;
- называть числа в прямом и обратном порядке.
Богатейшим источником для расширения математического кругозора детей являются прогулки. На прогулке предлагаем детям, сделать из песка или снега куличики разного размера и сравнить их, нарисовать на земле или на асфальте цифры, геометрические фигуры, и спросить у детей, что может быть такой формы (треугольник — косынка, круг – солнышко и т. д.). Обращаем внимание детей на тонкие и толстые стволы деревьев, сравниваем, что выше: куст или дерево. Беседуем с детьми о том, какое время суток сейчас, какое время года, какие изменения происходят в природе со сменой времени года, времени суток. Математика не ограничивается только счетом, цифрами и фигурами. Есть и другие понятия, которые можно легко изучить вместе с детьми на прогулке.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни. Здесь на первое место выходят родители ребенка. Для информирования родителей по данной теме в родительском уголке оформили рубрику «Учимся, играя», где размещаем материалы по формированию элементарных математических представлений в домашних условиях, знакомим родителей с результатами деятельности детей по математике. Рекомендуем родителям во время прогулок по улице, в парке, в лесу обращать внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; сколько этажей в доме справа или слева от вас; какой формы листья березы).
Считаем, что созданная нами развивающая предметно-пространственная среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществлять математическую подготовку дошкольников и выводить развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.