Валентина Ляленкова
Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении.
Ляленкова Валентина Викторовна,
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного учреждения и системы образования в целом. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Публикация «Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем детском саду «Ласточка» создана система работы по экологическому воспитанию «Любить, ценить и охранять!». Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой - главные задачи экологической работы нашего дошкольного учреждения.
Одно из важных условий образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметно - пространственной среды. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении способствует познавательному, эколого-эстетическому развитию ребенка, формированию его нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения и привычки к здоровому образу жизни, каждый ее элемент выполняет свою функциональную роль и позволяет развивать ребенка в деятельности. Она доступна детям и экологически безопасна.
В ДОУ имеется литература по экологическому воспитанию : собрана библиотека детских книг о природе, энциклопедий, дидактических игр, наглядно-дидактического материала (наборы картинок, экологических плакатов, открыток) электронных дисков, сделана подборка презентаций для детей «Перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Зимующие птицы», «Времена года».
В групповых книжных уголках имеется литература о природе. После чтения педагоги проводят с детьми беседы, обсуждение прочитанных произведений с целью донести до них главную мысль, вызвать ответные чувства. Очень важно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?».
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используются загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.
Широко применяются в экологическом образовании детей экологические сказки. Была проведена драматизация сказок «Пожар в лесу», «Аленушка и лиса», «Однажды на полянке».
В группах оснащены уголки природы, где есть комнатные растения, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания, природный материал, дидактические игры и многое другое.
Педагоги вовлекают детей в совместную деятельность по уходу за растениями в уголке природы. Совместный труд по уходу за растениями имеет большое значение: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, определять, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей.
Ежедневно проводят наблюдения в уголке природы. Ежегодно в весеннее время в каждой группе для наблюдений за ростом растений создается огород на окне.
Систематически проводятся наблюдения за погодой: дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Свои наблюдения воспитанники фиксируют в календаре природы.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. В каждой группе имеется дидактический материал и подборка игр в соответствии с возрастом детей.
Педагоги детского сада в работе по экологическому направлению используют изготовленные своими руками лэпбуки: «Птицы нашего края», «Насекомые», «Вода- источник жизни», «Живые семена», которые тоже имеются в развивающей среде каждой возрастной группы.
В возрастных группах для проявления инициативы и самостоятельных исследований созданы центры экспериментирования, лаборатории «Маленькие Почемучки», центры воды и песка, в которых имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями педагоги возрастных групп стараются использовать как можно больше опытов. Опыты проводятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)
Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой удается повысить уровень знаний по данной теме и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.
В целях включения в педагогический процесс регионального компонента и решения задач экологического образования в детском саду с помощью родителей был создан мини-музей «Моя малая Родина – Красный Холм». Его цель: формирование патриотических чувств воспитанников, воспитание любви к природе родного края, своей малой Родине.
Создание мини-музея в дошкольном учреждении достигло своей цели в изучении и воспитании любви к родному краю, своей малой Родине, ее природе, в расширении кругозора детей, их социализации. Природа, история и культура родного края стали основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Экспозиции мини-музея обновляются 2 раза в год. Экспозиция «Люби и знай, родной свой край», направленная на решение задач патриотического и экологического воспитания, экспозиция экологической направленности «Любить, ценить и охранять», которая раскрывает систему работы детского сада по экологическому образованию дошкольников.
Педагогами с целью знакомства детей с объектами природы созданы альбомы «Птицы», «Животные Краснохолмского края», «Сохраним родной лес», «Люблю тебя, мой край родной», «Что растет в родном краю».
В целях вовлечения родителей в образовательный процесс проводится акция «Музейная пятница». В пятницу дети вместе с родителями приглашаются на экскурсию в музей. Дети с удовольствием приходят посмотреть на экспонаты мини - музея, могут здесь поиграть в игры, потрогать, провести небольшое исследование, что развивает детскую любознательность.
Экологическая среда имеет свое продолжение на участке детского сада и его ближайшем окружении.
Познавательный интерес к окружающему миру и эмоциональную насыщенность педагоги реализуют в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Ознакомление с природой организуется на экологической тропе, которая создана на участке детского сада.
Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Все объекты экологической тропы описаны в паспорте.
Экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию
Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. На тропе имеется такие объекты как старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусениц, на берёзе – гнездо. Для поддержания интереса детей к изучению природных объектов был придуман сказочный персонаж Гриб-Боровик, который «охраняет территорию детского сада» и знакомит детей с историей происхождения цветов, деревьев, кустарников, растущих на участке, правилами обращения с природой. Затем появился еще один «страж» Змей-Горыныч, который помогает педагогам, используя русские народные сказки, раскрывать мир природных явлений.
Так же совместными усилиями на участке детского сада разбиты цветники, огород, на территории растет много разнообразных деревьев и кустарников, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года. В весеннее время мы посадили саженцы сосен, за ростом этих саженцев дети ведут наблюдения.
Труд на участке детского сада имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
В течение летнего периода дети оказывают посильную помощь в работе на огороде и цветнике. Каждая группа имеет свою грядку. Во дворе детского сада разбита большая клумба. Очень радует глаз цветущие на ней растения. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят почву, поливают.
На огороде и цветнике в весеннее и летнее время проводятся наблюдения за растениями. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Весной проводятся наблюдения за ростом рассады на клумбах, огороде детского сада, где каждая группа имеет свою грядку.
Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.
Весной дети, воспитатели и родители принимают активное участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна».
Силами педагогов, детей, родителей и жителей микрорайона приведен в порядок пустырь за территорией учреждения. На его месте создана зона отдыха под названием «Ласточкин дворик» : установлены скамейки, разбиты клумбы, посажены деревья, установлены садовые скульптуры зверей, имеется урна под мусор. Ежегодно воспитанники старших групп совместно с педагогами поддерживают порядок на данной территории, сажают цветы, работники детского сада обновляют оборудование, обкашивают траву. Часто можно видеть, как мамы с колясками отдыхают на лавочках. Работа по благоустройству «Ласточкиного дворика» будет продолжена. Планируется построить в этом уголке песочницу.
Экскурсии и целевые прогулки в природу дополняют развивающую среду детского сада. Проводятся экскурсии на луг, на речку, в парк, по улицам родного города. На экскурсиях педагоги знакомят детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Летняя оздоровительная работа в детском саду прошла под девизом «Будь природе другом». Проведена исследовательская работа по изучению природы и истории родного края. Воспитанники подготовительной группы совершали экскурсии и целевые прогулки по улицам родного города, узнавали название улиц и информацию о том, как появилось это название. Дети вместе с родителями составляли рассказы, приносили рисунки и фотографии улиц, на которых они проживают. Проведенная поисково-исследовательская работа была оформлена в альбомах «Что растет в родном краю», «Улицы родного города», «Наша речка Неледина».
В целях расширения образовательной среды по экологическому образованию наш детский сад сотрудничает с социальными организациями и учреждениями : детской библиотекой, Краснохолмским краеведческим музеем, Краснохолмской детской школой искусств, Домом детского творчества, областной станцией юных натуралистов, что дает возможность воспитанникам ДОУ участвовать в экологических мероприятиях и конкурсах.
В результате проделанной работы мы получили положительные результаты: у детей сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, они научились практическим действиям по охране природы. Дети принимают активное участие в районных и региональных конкурсах в рамках областного природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята», регионального заочного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017».
Таким образом, экологическая среда нашего детского сада помогает нам воспитывать экологическую культуру у воспитанников и их родителей, беречь и охранять родную природу.
Охранять природу – значит охранять Родину!