Папки-передвижки

Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении

Валентина Ляленкова
Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении.

Ляленкова Валентина Викторовна,

старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного учреждения и системы образования в целом. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Публикация «Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах

В нашем детском саду «Ласточка» создана система работы по экологическому воспитанию «Любить, ценить и охранять!». Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой - главные задачи экологической работы нашего дошкольного учреждения.

Одно из важных условий образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметно - пространственной среды. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении способствует познавательному, эколого-эстетическому развитию ребенка, формированию его нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения и привычки к здоровому образу жизни, каждый ее элемент выполняет свою функциональную роль и позволяет развивать ребенка в деятельности. Она доступна детям и экологически безопасна.

В ДОУ имеется литература по экологическому воспитанию : собрана библиотека детских книг о природе, энциклопедий, дидактических игр, наглядно-дидактического материала (наборы картинок, экологических плакатов, открыток) электронных дисков, сделана подборка презентаций для детей «Перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Зимующие птицы», «Времена года».

В групповых книжных уголках имеется литература о природе. После чтения педагоги проводят с детьми беседы, обсуждение прочитанных произведений с целью донести до них главную мысль, вызвать ответные чувства. Очень важно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?».

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используются загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.

Широко применяются в экологическом образовании детей экологические сказки. Была проведена драматизация сказок «Пожар в лесу», «Аленушка и лиса», «Однажды на полянке».

В группах оснащены уголки природы, где есть комнатные растения, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания, природный материал, дидактические игры и многое другое.

Педагоги вовлекают детей в совместную деятельность по уходу за растениями в уголке природы. Совместный труд по уходу за растениями имеет большое значение: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, определять, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей.

Ежедневно проводят наблюдения в уголке природы. Ежегодно в весеннее время в каждой группе для наблюдений за ростом растений создается огород на окне.

Систематически проводятся наблюдения за погодой: дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Свои наблюдения воспитанники фиксируют в календаре природы.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. В каждой группе имеется дидактический материал и подборка игр в соответствии с возрастом детей.

Педагоги детского сада в работе по экологическому направлению используют изготовленные своими руками лэпбуки: «Птицы нашего края», «Насекомые», «Вода- источник жизни», «Живые семена», которые тоже имеются в развивающей среде каждой возрастной группы.

В возрастных группах для проявления инициативы и самостоятельных исследований созданы центры экспериментирования, лаборатории «Маленькие Почемучки», центры воды и песка, в которых имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями педагоги возрастных групп стараются использовать как можно больше опытов. Опыты проводятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой удается повысить уровень знаний по данной теме и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

В целях включения в педагогический процесс регионального компонента и решения задач экологического образования в детском саду с помощью родителей был создан мини-музей «Моя малая Родина – Красный Холм». Его цель: формирование патриотических чувств воспитанников, воспитание любви к природе родного края, своей малой Родине.

Создание мини-музея в дошкольном учреждении достигло своей цели в изучении и воспитании любви к родному краю, своей малой Родине, ее природе, в расширении кругозора детей, их социализации. Природа, история и культура родного края стали основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.

Экспозиции мини-музея обновляются 2 раза в год. Экспозиция «Люби и знай, родной свой край», направленная на решение задач патриотического и экологического воспитания, экспозиция экологической направленности «Любить, ценить и охранять», которая раскрывает систему работы детского сада по экологическому образованию дошкольников.

Педагогами с целью знакомства детей с объектами природы созданы альбомы «Птицы», «Животные Краснохолмского края», «Сохраним родной лес», «Люблю тебя, мой край родной», «Что растет в родном краю».

В целях вовлечения родителей в образовательный процесс проводится акция «Музейная пятница». В пятницу дети вместе с родителями приглашаются на экскурсию в музей. Дети с удовольствием приходят посмотреть на экспонаты мини - музея, могут здесь поиграть в игры, потрогать, провести небольшое исследование, что развивает детскую любознательность.

Экологическая среда имеет свое продолжение на участке детского сада и его ближайшем окружении.

Познавательный интерес к окружающему миру и эмоциональную насыщенность педагоги реализуют в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Ознакомление с природой организуется на экологической тропе, которая создана на участке детского сада.

Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Все объекты экологической тропы описаны в паспорте.

Экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. На тропе имеется такие объекты как старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусениц, на берёзе – гнездо. Для поддержания интереса детей к изучению природных объектов был придуман сказочный персонаж Гриб-Боровик, который «охраняет территорию детского сада» и знакомит детей с историей происхождения цветов, деревьев, кустарников, растущих на участке, правилами обращения с природой. Затем появился еще один «страж» Змей-Горыныч, который помогает педагогам, используя русские народные сказки, раскрывать мир природных явлений.

Так же совместными усилиями на участке детского сада разбиты цветники, огород, на территории растет много разнообразных деревьев и кустарников, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года. В весеннее время мы посадили саженцы сосен, за ростом этих саженцев дети ведут наблюдения.

Труд на участке детского сада имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

В течение летнего периода дети оказывают посильную помощь в работе на огороде и цветнике. Каждая группа имеет свою грядку. Во дворе детского сада разбита большая клумба. Очень радует глаз цветущие на ней растения. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят почву, поливают.

На огороде и цветнике в весеннее и летнее время проводятся наблюдения за растениями. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Весной проводятся наблюдения за ростом рассады на клумбах, огороде детского сада, где каждая группа имеет свою грядку.

Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

Весной дети, воспитатели и родители принимают активное участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна».

Силами педагогов, детей, родителей и жителей микрорайона приведен в порядок пустырь за территорией учреждения. На его месте создана зона отдыха под названием «Ласточкин дворик» : установлены скамейки, разбиты клумбы, посажены деревья, установлены садовые скульптуры зверей, имеется урна под мусор. Ежегодно воспитанники старших групп совместно с педагогами поддерживают порядок на данной территории, сажают цветы, работники детского сада обновляют оборудование, обкашивают траву. Часто можно видеть, как мамы с колясками отдыхают на лавочках. Работа по благоустройству «Ласточкиного дворика» будет продолжена. Планируется построить в этом уголке песочницу.

Экскурсии и целевые прогулки в природу дополняют развивающую среду детского сада. Проводятся экскурсии на луг, на речку, в парк, по улицам родного города. На экскурсиях педагоги знакомят детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Летняя оздоровительная работа в детском саду прошла под девизом «Будь природе другом». Проведена исследовательская работа по изучению природы и истории родного края. Воспитанники подготовительной группы совершали экскурсии и целевые прогулки по улицам родного города, узнавали название улиц и информацию о том, как появилось это название. Дети вместе с родителями составляли рассказы, приносили рисунки и фотографии улиц, на которых они проживают. Проведенная поисково-исследовательская работа была оформлена в альбомах «Что растет в родном краю», «Улицы родного города», «Наша речка Неледина».

В целях расширения образовательной среды по экологическому образованию наш детский сад сотрудничает с социальными организациями и учреждениями : детской библиотекой, Краснохолмским краеведческим музеем, Краснохолмской детской школой искусств, Домом детского творчества, областной станцией юных натуралистов, что дает возможность воспитанникам ДОУ участвовать в экологических мероприятиях и конкурсах.

В результате проделанной работы мы получили положительные результаты: у детей сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, они научились практическим действиям по охране природы. Дети принимают активное участие в районных и региональных конкурсах в рамках областного природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята», регионального заочного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2017».

Таким образом, экологическая среда нашего детского сада помогает нам воспитывать экологическую культуру у воспитанников и их родителей, беречь и охранять родную природу.

Охранять природу – значит охранять Родину!

Публикации по теме:

«Развивающая предметно — пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до»«Развивающая предметно — пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до» .

Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В настоящее время в ДОУ физическое воспитание и развитие детей осуществляется с учетом комплексной общеобразовательной программы дошкольного.

Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка» Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного.

Предметно-пространственная средаПредметно-пространственная среда Центр искусства. -возможности эмоциональной разрядки; -радость от ощущения собственной успешности. -развитие мелкой моторики; -развитие.

Предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда Приемная. • Информационный стенд для родителей • Информационный стенд «Внимание» (объявления).

Предметно-пространственная средаПредметно-пространственная среда Старшая группа "Капитошки" оборудована своими силами по собственным эскизам с использованием подручного и бросового материалов. Конечно.

Предметно-пространственная среда детского сада как часть образовательного процесса дошкольников. «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» - эти слова помнит каждый, чьё детство пришлось на 60-70 г. г. прошлого столетия. А.

Развивающая предметно-пространственная среда, как условие развития в раннем возрасте самостоятельности и творчества «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной.

Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников» Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении
Опубликовано: 31 октября 2017 в 20:34
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ляленкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД