Галина Тогочакова
Предметно-пространственная среда ДОУ в этнокультурном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда ДОУ в этнокультурном воспитании детей
Народ, который не знает своей
культуры, истории,- презренен и
легомысленен». Н. М. Карамзин.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е. И. Тихеева).
Публикация «Предметно-пространственная среда ДОУ в этнокультурном воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Решение этой задачи невозможно без создания современной предметно-развивающей этносреды в группах дошкольной образовательной организации. Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении, т. е. среда, в которой ребенок живет, занимается и отдыхает и прежде всего - это здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда : мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды. Среда в МБДОУ Аскизский ЦРР «Тополек» (далее ДОУ, организованна по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. В настоящее время мы продолжаем работать над реализацией цели по моделированию среды этнокультурного воспитания как средства управления развитием творческих способностей детей всех групп младшего и старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. При проектировании этнокультурной предметно-развивающей среды нашего ДОУ мы выделяем следующие основные составляющие: пространство помещений ДОУ, предметное окружение ребенка, время в режиме дня. Проектирование этнокультурной среды с использованием таких составляющих как пространство и время позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде и показывает ее влияние на развитие ребенка. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Эти требования по организации ПРС взаимозависимы, неразрывны, взаимодополняемы и созвучны с принципами её построения. Одной из составляющих этнокультурного воспитания – это соответствие содержания развивающей среды статусу ДОУ, а также имеющемуся в образовательном процессе программно-методическому комплексу. Одним их компонентов представлено данное направление – это мини - музей краеведения ДОУ. Основное назначение мини – музея формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение детского кругозора и воспитание патриотических чувств при ознакомлении с историей Хакасии, России. Назначение изостудии воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству русского и хакасского народов, формирование осознанного созидательного отношения к рукотворному предметному миру. Библиотека предназначена для приобщения к богатствам русской и хакасской национальной культуры. В центрах познавательного развития представлены материалы для формирования представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение представлений о богатстве русской земли, родного края, воспитание чувства ответственности за родной край. Уголки краеведения в группах предназначены для приобщения детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; обогащение знаний об исторических событиях и конкретных личностях, расширение детского кругозора. В уголках краеведения укомплектованы куклы – хакаски, куклы в русских костюмах, предметы старины, бережно хранимые в деревнях, а сейчас представленные воспитателями перед удивляющимися воспитанниками детского сада. А также: альбомы о Хакасии и достопримечательности Аскизского района, художественная литература - стихи о родном крае, рассказы, загадки, произведения хакасских писателей, картотека хакасских народных игр, предметы быта хакасского народа, куклы в национальных костюмах, вышивки хакасских рукодельниц. В уголке оформлены руками воспитателей дидактические игры «Птицы родного края», национальная одежда, пазлы с национальным фоном, родные узоры, знаменитые люди хакасского народа, одень куклу (хакасский и русский костюм). Основная направленность игр-нравственная (воспитание любви к своей малой Родине, чувства взаимопомощи, толерантного отношения к другим людям и народам населяющие Республику Хакасии, познавательная (знания о многонациональной Республике Хакасия, о народах населяющих ее, об особенностях внешнего вида представителей разных национальностей, национальной одежде, об истории района, знаменитых земляках, обучающая (знание некоторых традиционных произведений декоративно-прикладного искусства изучаемых народов, выразительных средств, характерных особенностей изделий декоративно-прикладного искусства, сочетания и расположения узоров и т. д.).
Уголки природы в группах представлены для расширение представлений о богатстве русской земли, родного края, воспитывают чувства ответственности за родной край, формируют умения видеть красоту, неповторимость в окружающем мире, желания беречь его, воспитывают эмоционального отношения к миру. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества. Для этого в детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей : музыкальной - знакомство и пение песен хакасских композиторов, изобразительной деятельности - раскрашивание и рисование элементов хакасских узоров, театрализованной – показ хакасских сказок, знакомство с национальными инструментами. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование для развития игры, импровизации, перевоплощения национальные костюмы. В зоне музыкальной деятельности имеются, комплекты национальных инструментов, музыкально-дидактические игры, музыкальный центр. Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей. Информированность среды - этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы : когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира : игрушки, куклы, фигурки ( настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей, фланелеграф, теневой театр, театр. Когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль. Многое в среде ДОУ создано руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую этнокультурную ценность. Целенаправленно организованная этнокультурная среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому этнокультурная среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.