Мария Захарова
Предметно-пространственная среда в первой младшей группе
▼ Скачать
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В развивающей предметно – пространственной среде отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
-коммуникативно-личностное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
Пространство групповой комнаты организовано в виде уголков:
-уголок для сюжетно-ролевых игр;
-уголок для театрализованных игр;
-книжный уголок,
-сенсорно – математический уголок;
Публикация «Предметно-пространственная среда в первой младшей группе» размещена в разделах
-уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
-уголок природы;
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Уголок для сюжетно ролевых игр.
В уголке имеются игрушки для детей до 2-3 лет довольно крупные и готовые к использованию.
Это атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Семья» : кукольная кроватка с "постельными принадлежностями"; набор столовой и чайной кукольной посуды. Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница» : аптечная стойка, медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, и др.). Игровые материалы для игры «Гараж» (машинки) размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, раскладная машина - палатка и т. п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
В группе круг полифункциональных материалов невелик. Имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов. Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т. п.
2. Уголок для театрализованных игр:
- Кукольный театр («Теремок»,
- Настольный театр («Репка», «Два жадных медвежонка»)
-Театр – фланелеграф (сказка «Цыплёнок»)
- Маски персонажей
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок
- Ширма
3. Книжный уголок:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
4. Сенсорно – математический уголок.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки,
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе и полке, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеются следующие материалы:
- Пирамидки, окрашенные в основные цвета
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками)
- Объемные вкладыши из 5-7 элементов (миски, кубы, домик, машина)
- Матрешка
- Доски-вкладыши (с фигурками)
- Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
- Наборы кубиков с цветными гранями
- Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т. п.)
- Наборы парных картинок (предметные)
- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей)
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками
- Разрезные картинки, разделенные на 2-4 части
5. Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации) :
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация.
- Наборы цветных карандашей (6 цветов)
- Восковые мелки (6 цветов)
- Гуашь
- Пластилин (6 цветов)
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм
- Клеёнки для аппликации
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время
Лепки
- Розетки для клея
- Подносы для форм и обрезков бумаги
- Щетинные кисти для клея
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема,
полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.