Галина Пичугина
Предметно-пространственная развивающая среда в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Предлагаю Вашему вниманию наш вариант развивающей среды.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда в группе» размещена в разделах
Центр конструирования.
Задачи: Развивать творчество, воображение, способность созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе. Развивать умение конструировать по собственному замыслу, по схемам, рисункам. Формировать умение договариваться и строить совместную деятельность.
Содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, мелкий деревянный конструктор, «полянка») можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Центр сюжетно-ролевой игры (кухня, больница, парикмахерская, магазин)
Задачи: Формирование ролевого взаимодействия. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать чувство доброжелательности, стремление самостоятельно договариваться друг с другом.
В этих центрах происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую деятельность. В этих центрах в основном любят играть наши девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы, им надо многому научиться: приготовить обед, перепеленать, сшить обновку, делать прически, покупать продукты, лечить больных. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
Центр музыкально-театральный.
Задачи: Пробудить интерес детей к театру. Музыка - не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы. Способствующие стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера (пальчиковый театр «рукавичка», маски для сказок «теремок, колобок, репка». Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. На занятиях используем записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, а также различные музыкальные сказки).
Центр художественно-эстетического развития.
Задачи: Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации. Учить детей выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.
В данном центре находится материалы и оборудования для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ватные палочки и ватные диски, ножницы, раскраски, пластилин, и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу.
Центр экспериментирования.
Задачи: Развивать интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир». Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Для детского экспериментирования подобраны разные материалы и оборудование – все это вызывает общий интерес. Дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.
Нравственно-патриотический уголок.
Задачи: Расширять знания детей о родном городе, крае, стране. Формировать знание о государственных символах страны, культуре. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, гимна, флага.
Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, родного города. В уголке присутствует государственная символика России, герб и флаг г. Липецка, открытки с достопримечательностями родного города, самовар, народные игрушки (свистульки) и куклы.
Книжный уголок.
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
Математический уголок.
Задачи: Формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности. Развивать логическое мышление, познание и размышление.
В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, домино. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей.
Уголок физического развития.
Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, условий, методов и форм работы, направленных на укрепление здоровья ребенка. Цель физического развития - формирование у детей основ здорового образа жизни. Здесь располагаются мячи, обручи, скакалки, кегли.
Основные задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей,
- развитие физических качеств,
- формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка,
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
Уголок уединения.
Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации, там же дети могут играть с куклами. Все игрушки игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место.