Ольга Валерьевна Аксёнова
Праздники как средство развития речи детей
▼ Скачать
Целью образовательного процесса в детском саду является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Педагоги считают главной целью всестороннее и гармоничное развитие и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция нарушений общего недоразвития речи. Развитие речи осуществляется на занятиях по всем разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения природоведению, математике, музыке, изобразительной деятельности, физической культуре. Таким образом, музыка также используется в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Публикация «Праздники как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи. Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, мы тщательно работаем над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности. Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Слово, как средство информации, несет на празднике дополнительную задачу. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, оно воодушевляет участников.
Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях. Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов — разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске — соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев.
При подготовке праздника музыкальный руководитель, воспитатели проводят беседу с воспитанниками о событии, которое скоро произойдет. Такие беседы помогают ребятам побольше узнать о предстоящем празднике, о традициях его проведения, способствуют общему расширению кругозора. При разучивании песен детям обязательно объясняется значение непонятных им слов, обращается внимание на правильное произнесение звуков. Очень полезно разучивание песен-танцев, при этом развивается координация между словом и движением. Любой праздник это форма публичного выступления. А именно публичное выступление является необходимым условием закрепления полученного навыка.
Присутствие гостей, необычная (неповседневная) атмосфера – все это является некой стрессовой ситуацией для детского организма. Ребенок может ощутить стеснение, смущение, робость. И вот тут подключаются волевые качества личности, которые помогают преодолеть страх, волнение, и исполнить песню, прочитать стих. Поэтому для более активного развития речи необходимо как можно чаще выступать перед публикой.