Наталья Мартыненко
Праздник в жизни малыша
▼ Скачать
Праздник - важная часть жизни любого человека. Радостное событие, которое позволяет отвлечься от будничной суеты, расслабиться, да и просто весело провести время. Для ребенка праздник имеет особое значение - помогает узнать много нового об окружающем мире, традициях и обычаях своего народа, развивает индивидуальные качества, позволяет быстрее влиться в коллектив и познакомиться с новыми друзьями, театрализованные праздники стимулируют к творчеству, развивают фантазию. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать всевозможные ситуации для развития их речи, мышления, координации. И праздник в данном случае имеет не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это обязательная составная часть их образовательной программы.
Публикация «Праздник в жизни малыша» размещена в разделах
Праздник является совокупностью всех искусств- театр, музыка, литература, иногда- живопись, пантомима. Тем самым можно выявить творческие наклонности малыша, помочь ему раскрыть показать себя. Познавательные задания, конкурсы и загадки способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания. Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах прибаутках и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, правила поведения, которые несомненно отложатся в памяти малышей. Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира.
В группах раннего возраста проводятся: праздник Осени, Новый год, праздник зимы, праздник Весны, «Ясли, до свидания!»(праздник Лета).
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, дети учатся различать музыкальные такты и ритм музыки. При разучивании движений танца происходит развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти.
Важную роль в празднике играет речевая деятельность, в основном она сводится к разучиванию стихотворений. Здесь воспитателю важно подойти индивидуально, тщательно подбирая материал с учетом речевых и психологических особенностей каждого ребенка. Ведь важно не просто «воспроизвести» заученное, а запомнить слова в определенной последовательности и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре. По моему мнению, чтение стихов и другая активная речевая деятельность малышей на празднике необходима, так как это открывает огромные возможности для развития речи. Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют.
Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта, снежинки к Новому году, используя для этого аппликацию и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле.
И очень важная задача- создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Задача педагога будет выполнена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.
Особенности организации культурно-досуговой деятельности в первой младшей группе заключаются:
- в создании эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, посредством развлечений и праздников;
- в обеспечении у детей чувства комфортности, уюта и защищенности, отсюда рекомендуется приглашать как можно меньше живых персонажей, а пользоваться игрушками;
- в привлечении детей к посильному участию в играх, забавах, представленных в развлечениях и на праздниках;
- в развитии умения следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них, понимать смысл происходящего;
- в формировании навыка перевоплощения самих малышей в образы сказочных героев.
Попав в детское учреждение, где все не так, как дома, малыш легче привыкнет к новой обстановке, если воспитатели и няня смогут всецело завладеть его вниманием, позабавить. В первой младшей группе развлечения и праздники организуются в виде забав, игр, кукольных спектаклей, активно используется народный фольклор: песенки, потешки, прибаутки. Обязательно вносятся познавательные моменты, в ненавязчивой и доступной к восприятию форме обогащающие незначительный опыт деток. Так, например, если герои развлечения из лесного мира обязательно делается акцент на цвете, на том, что кушает тот или иной зверь, выделяются его характерные особенности.
Малышей привлекает необычность, красочность происходящего. Вместе с тем содержание песен, стихов, игр, зрелищ должно быть построено так, чтобы был выдержан стиль праздника, взяты соответствующие образы. Прежде всего этому способствует изменение обычной обстановки: украшены групповая комната, зал, нарядны воспитатели и сами дети. Ребятам показывают занимательные зрелища, дают возможность поиграть и поплясать. Дети рассматривают украшения, атрибуты, маршируют, подпевают песни. Полученные впечатления связываются у них со словом праздник. Это закрепляется с помощью праздничных песен и стихотворений.
В каждой из возрастных групп методика проведения праздничных утренников имеет свои особенности, так, в младших группах ведущая роль принадлежит взрослому, который должен постоянно руководить действиями детей, направлять их восприятие, акцентировать внимание. У малышей новая обстановка, яркие впечатления часто вызывают заторможенность, скованность, стеснение. Поэтому ведущий, не торопясь, привлекает внимание малышей к оформлению помещения, где проходит утренник, к нарядной одежде всех присутствующих, к атрибутам, помогает детям освоиться. Взрослый фиксирует внимание детей на появлении новых персонажей, дает возможность познакомиться с ними, затем приступает к действиям. Дети поют, танцуют, играют вместе с воспитателями, персонажами. Взрослый дает им образец для подражания.
Самостоятельные действия детей на праздничных утренниках проявляются в том, что они подпевают песни, а к концу года могут исполнять их полностью, самостоятельно читают небольшие по объему стихотворения, участвуют в играх, танцуют. Весь художественный материал для предстоящего утренника осваивается детьми заранее, постепенно. Он должен быть им хорошо знаком, чтобы исполнение было уверенным, свободным. Игры и танцы на праздничном утреннике могут быть красочно оформлены простейшими деталями костюмов — платочками, листиками, снежинками, цветными поясами.
Можно выделить общие требования к построению сценария праздничного утренника. Малыши входят в зал, осматривают его. Взрослые приветствуют детей, поздравляют их с праздником; дети поют песню, читают несложные стихотворения о празднике. Затем следуют зрелищные театрализованные моменты, которые чередуются с активными действиями самих малышей. Часто в праздничных сценариях для маленьких присутствуют разные персонажи из леса, например белочка, о которой малыши поют песенку и помогают собирать орешки или шишечки. Белочка может также попросить детей выполнить задания или предложить игру. Таким образом, рассматривание персонажа чередуется с действиями ребят.
Праздник елки также строится на забавных сценках и игровых моментах, активизирующих действия детей. Малыши играют в снежки с Дедом Морозом или Снегурочкой, изображают зайчиков, прячущихся от лисы, ищут потерянный мешок с подарками. Малышам понравится «волшебным» образом зажигать огоньки на елке. Сюрпризов для ребятишек можно предусмотреть множество. Это легко, пока они маленькие и верят в чудеса и волшебные превращения. Новый год в детском саду – это праздник, в организации которого участвуют все: и дети, и родители, и сотрудники. Утренник для детей первой младшей группы организуется и проводится особым образом. Первый Новый год в детском саду – событие яркое и волнительное. Длительность новогодней елки, как и любого детского мероприятия, не должна превышать 15-20 минут, и каждая минутка должна быть наполнена интересными и увлекательными событиями, ведь малыши могут концентрироваться только на заинтересовавших их вещах и один раз отпустив пристальный взгляд ребенка очень трудно потом снова привлечь его внимание. На «ура» проходят обычно кукольные спектакли с новогодними героями – Дедом Морозом и Снегурочкой. В этом случае не будет необходимости беспокоиться о том, чтобы не напугать малышей «настоящим» взрослым Дедушкой Морозом. Они воспримут его намного лучше, если он будет выступать в роли куклы за ширмой. Если же это люди, то они должны быть хорошо знакомы малышам, как Снегурочка, так и Дед Мороз.
Необходимо также выделить вопрос о присутствии родителей на новогоднем утреннике. Им не рекомендуется приходить на праздник, чтобы не травмировать лишний раз деток. Если мама или папа пришли к ребенку, то он в любом случае начнет капризничать и проситься домой, как бы ему ни было хорошо в детском саду. Если хочется снять на видео или сфотографировать свое чадо на первом новогоднем празднике, лучше попросить об этом педагогов или нанять видеооператора, который придет несколько раз в группу до утренника, чтоб малыши к нему привыкли.
Хорошо, если родители подойдут к этому так же ответственно, как и педагоги: оденут детей в яркие нарядные карнавальные костюмы, подготовят вкусные подарки в красочных упаковках, разучат с детками предложенные воспитателями песни и стишки. Тогда от праздников у малышей останется самое доброе и чудесное впечатление.
Очень важная задача воспитателя – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение между собой. Сделать все, чтобы не было обиженных и обделенных, а яркое, веселое, доброе событие не обернулось для ребенка психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.