Пономарева Татьяна
Правовой урок «Курить-здоровью вредить»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»».
Методическая разработка ««Курить - здоровью вредить».
Автор-составитель: Пономарева Татьяна
Петровна, педагог - организатор отделения
по профилактике правонарушений
несовершеннолетних.
Тисуль-2021
Публикация «Правовой урок „Курить-здоровью вредить“» размещена в разделах
Автор-составитель: Т. П. Пономарева, педагог-организатор отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГОО «Кузбасский региональный центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».
Данные методические рекомендации разработаны для учащихся общеобразовательных школ, оказавшихся в никотиновой зависимости. Тема данного мероприятия может быть интересна не только педагогам-организаторам, но и классным руководителям, воспитателям и педагогам общеобразовательных школ.
Основная цель разработанных методических рекомендаций : выработать у подростков отрицательное отношение к курению через освещение его негативных последствий.
Содержание
Введение. ___4-5
Ход мероприятия___5
Упражнение «Незаметный предмет»___6-7
Дискуссия «Почему люди курят?»___7-8
Упражнение «За и против»___8
Дискуссия «Вред курения»___8-9
Упражнение «Купи мечту»___10-11
Дискуссия «Как бросить курить и не начать заново»___11-12
Литература___13
В современном обществе, по определенным причинам, курение не считается особо опасным занятием. Но уже сейчас многие люди задумались о том, какой вред могут причинить здоровью табачные изделия. По данным статистики в нашей стране курит 50% взрослого населения, из них около 100000 россиян ежегодно умирает от курения. Все это приводит к отказу многих людей от сигарет и табачного дыма.
Также известно, что подавляющее большинство курящих людей начинали пробовать курить уже в подростковом возрасте. И сейчас эта тенденция не изменилась в лучшую сторону. Родители, в силу собственной занятости не всегда успевают замечать подобных наклонностей у своих детей. На современном этапе школа, как один из основных социализирующих институтов общества, где уделяется большое внимание воспитанию подрастающего поколения, не стоит в стороне от данной проблемы. В современной школе активно проводится профилактика курения и пропаганда здорового образа жизни.
Задача школы - направить подростков к выбору правильных целей и полезных навыков, сформировать у подрастающего поколения стремление к здоровому образу жизни и саморазвитию собственной личности, успешной самореализации всех учащихся в современном обществе.
Основная методическая идея- использование интерактивных технологий в работе с подростками.
Основная цель: выработать у подростков отрицательное отношение к курению через освещение его негативных последствий.
Задачи мероприятия:
-выявить причины, по которым люди начинают курить;
-выработать критическое отношение к курению;
-показать наглядно последствия курения на организм человека;
-привить ребятам стремление к выбору здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты.
Сформировать у учащихся:
-негативное отношение к курению;
-представление о том, чего они могут себя лишить, начиная курить;
-более четкое представление о том, как влияет курение на здоровье человека;
- понимание того, что курение не повысит их самооценку или социальный статус в определенной компании;
- представление о том, что каждый человек сам вправе выбирать свои увлечения, но курение никогда не станет полезным занятием, а значит необходимо придерживаться здорового образа жизни и уметь вовремя сказать «нет».
Необходимый материал: фломастер, чистые листы ватмана, ручки, цветные карандаши, рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3- в двух экземплярах для обеих команд, карточки:36500рублей,109500рублей, 182500 рублей, 365000 рублей- для каждого ученика.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже не раз обсуждали различные вредные привычки. Сегодня наша с вами тема- вред курения. Многие ли из ваших знакомых курят? Пробовали ли вы? Интересно, почему люди начинают курить? Что их к этому побуждает? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте с вами выполним одно упражнение.
Упражнение «Незаметный предмет».
Данное упражнение позволяет участникам понять, что чаще всего заставляет подростков начать курить.
Инструкция: сейчас вы все выйдите за дверь, я спрячу фломастер, а точнее не спрячу, а положу на какое – нибудь видное место так, чтобы вы могли его увидеть, ничего не поднимая, не открывая, но он не будет сразу бросаться в глаза. Вашей задачей будет найти этот фломастер: увидеть, но не брать! И тихо, никому не говоря, что вы его нашли, немного запутав следы, сесть на место. Если вы сели на место, значит, вы знаете, где он лежит. Я буду подходить и спрашивать у сидящих, где он лежит, пока другие будут искать. Упражнение будет продолжаться, пока все не сядут на место.
Учитель прячет фломастер и следит за правильностью выполнения данного упражнения.
Анализ упражнения:
-Как вы искали?
-На что ориентировались в поиске?
-Что чувствовали, когда находили предмет?
-А что чувствовали, когда долго не могли его найти?
-Кто хотел как можно быстрее найти фломастер?
Основные выводы:
1. Хотели все, это позволяет чувствовать свою успешность. Точно так же, начиная пробовать сигареты, люди стремятся быть продвинутыми, взрослыми, интересными и успешными. К сожалению, курение- это легкий, но обманчивый способ достичь этого.
Какие люди кажутся вам интересными? (Дискуссия с учащимися.)
Учитель делает вывод: не нужно курить, чтобы быть интересным и взрослым.
2. Учитель в ходе ответов на вопросы обращает внимание на чувства тех, кто оставался искать предмет, когда другие уже сидели.
Когда остаешься последним, очень поскорее присоединиться к большинству, чтобы не отличаться от всех.
3. Умение наблюдать за другими позволяет нам избежать многих проблем, это позволяет заметить, если нас окружает плохая компания.
Дискуссия «Почему люди курят?»
Учащимся задается вопрос:
Что побуждает людей к курению (учитель записывает на доске основными тезисами ответы учащихся.)
Основные мнения:
-чтобы почувствовать себя взрослым;
-друзья курят;
-это модно;
-хотелось привлечь к себе внимание;
-чтобы снять стресс;
-интересно было попробовать;
-просто так.
Вывод учителя: Курение - это наркотик, но первая сигарета никому не приносила кайфа, мы себя приучаем к этой привычке. Нас редко к этому принуждают. Просто люди часто не знают, как достичь своих целей и реализовать свои потребности по - другому.
Упражнение «За и против».
Инструкция: Учитель делит ребят на две команды. Команды получают по чистому листу формату А4. Каждая команда должна составить список аргументов:
1-ая команда - за курение;
-2-ая команда – против курения.
На выполнение данного задания учитель дает определенное время, по истечении которого каждая команда озвучивает свои версии. Учитель обращает внимание на аргументы «за курение» и в ходе беседы с учащимися превращает их в аргументы «против», что курение – ложный путь.
Основной вывод: Курить или нет, решать только вам, но не забывайте, что рядом с вами может находиться человек, не желающий вдыхать сигаретный дым, а пассивное курение считается более опасным, чем активное.
Дискуссия «Вред курения».
Давайте с вами сейчас узнаем, как влияет курение на здоровье человека? Вы все знаете, что у курящего человека страдают в первую очередь его легкие. Обратите внимание на данное изображение легких курящего и некурящего человека.
( Учитель показывает ребятам рисунок :«Легкие курящего и некурящего человека». Далее учитель рассказывает учащимся о химическом составе сигарет, о вреде смол, используя рисунок.)
Учитель: А вы можете описать, как влияет на внешность человека? Как кожа у курящего человека?
-Что происходит с волосами?
-Как выглядят глаза курильщика?
-Что происходит с зубами?
-Как пахнет одежда курильщика?
Так какие же последствия имеет курение для человека?
Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, преподаватель делает выводы о вреде курения на организм человека: развивается рак легких, хронический бронхит, курение провоцирует заболевания сердца и сосудов. Влияет на развитие плода у беременных, и т. д.
Упражнение «Купи мечту».
Данное упражнение дает возможность подросткам оценить, чего они лишаются или могут лишиться из - за курения.
Задание: Представьте, что у меня есть вещи, которые вы мечтаете купить. Сейчас каждый случайным образом получит карточку с указанием некой денежной суммы. Даю вам 5 минут, чтобы вы решили, что бы вам хотелось приобрести на эту сумму (учитель раздает карточки и засекает время).
По истечении данного времени учащиеся по очереди озвучивают свои желаемые приобретения.
Есть к чему стремиться! А как вам кажется, как это упражнение связано с курением?.
Учитель объясняет суть упражнения: пачка сигарет стоит в среднем 100 рублей, постоянному курильщику ее хватает на один день. 365 дней -36500 рублей в год, 3 года -109500 рублей, 5 лет-182500 рублей, 10 лет- 365000рублей (данные суммы указаны на карточках).
Представляете, сколько упущенных возможностей!
Задание Ответы
АКШЕЛЬ КАШЕЛЬ
ДЫОКША ОДЫШКА
НЕБОЛИЗ АСДЦЕР БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
САРТГТИ ГАСТРИТ
АКР ЕГЛИКХ РАК ЛЕГКИХ
ЯАРННЯ МРЕСТЬ РАННЯЯ СМЕРТЬ
ВАИЛДНЕТИОСТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ
РАКИСЕ КАРИЕС
ЫМРОЩНИ МОРЩИНЫ
Дискуссия «Как бросить курить и не начать заново»
Учащиеся высказывают свои мнения по данной теме, учитель подводит ребят к верным высказываниям в различных ситуациях и делает основные выводы:
Существует несколько способов сказать «нет» :
решительно сказать «нет», не аргументируя;
отказаться, используя аргументы;
отшутиться;
отойти в сторону;
перевести разговор на другую тему;
игнорировать.
Итоговый вывод:
Вы самостоятельные люди, и только вы несете ответственность за свое здоровье. Хорошо, что сегодня многие молодые люди нацелены на успех и здоровый образ жизни. Есть масса способов сказать «нет», когда тебе предлагают сигарету, и не уронить при этом свое достоинство. Главное – не бояться!
Всем спасибо!
Анализ проведенного мероприятия: В ходе выполнения всех перечисленных упражнений и обсуждения различных вопросов, касающихся вреда курения, подростками были высказаны их мнения по данной проблеме:
практически у всех ребят данного возраста преобладает негативное отношение к курению;
учащиеся стали лучше представлять, чего они могут себя лишить, начиная курить;
у подростков сложилось более четкое представление о том, как влияет курение на здоровье человека;
учащиеся стали понимать, что курение не повысит их самооценку, или социальный статус в определенной компании;
каждый человек сам вправе выбирать свои увлечения, но курение никогда не станет полезным занятием, а значит правильно соблюдать здоровый образ жизни и уметь вовремя сказать «нет».
Литература.
1. Центр «Педагогический поиск».Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», Москва №8,2013015г-123с.
2. Кострыкин Р. А. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». Москва,2008г. -110с.