любовь претуляк
Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие в жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска подходов в области охраны прав и интересов детей, которые должны быть направлены на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально- правовую защищенность детей. На сегодняшний день важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Правовые нормы определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной ситуации. Я считаю, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.
Публикация «Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я работаю в направлении гражданско-правового воспитания дошкольников, разработала методическую тему: «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе
С целью ознакомления детей, в соответствии их возрасту, с основными документами по защите прав ребенка; формирования чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за данное слово, за начатое дело и др.) я создала детскую правовую школу «Росток».
Обучение в детской правовой школе «Росток» выстраивала по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему, для этого разработала систему занятий по правовому воспитанию дошкольников с использованием различных форм, методов и приемов (приложение 1) :
• моделирование – изготовление модели семьи, кабинета министров,
• карты-помощи на улице и ДОУ;
• составление норм и правил поведения в группе, составление Декларации группы, прав и обязанностей детей группы; (приложение 2)
• экскурсии по ДОУ, которые помогли узнать детям, что детский сад похож на семью, где взрослые заботятся о детях, старшие о малышах и все могут заниматься любимым делом в разных уголках детского сада;
• занятия размышления, на которых каждый ребенок имеет возможность поставить себя в воображаемую ситуацию;
• составление рассказов «Моя семья», «Мой друг», «Каким я буду, когда я вырасту»;
• выпуск авторских книг детьми «Сказка про Машу», «Колобок»;
• решение проблемных ситуаций, что позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие между собой в их общении со взрослыми и детьми, где детям необходимо найти новое решение.
• интерактивные игры: «Детский кабинет министров»; «Звездный час», «Семейные совет», с использованием элементов детского самоуправления;
Для эффективной работы правовой школы «Росток» мною были подобраны и систематизированы серии игр, направленные :
• на развитие чувства индивидуальности - «Кто я и какой я?»;
• на развитие умения общаться - «Как я общаюсь с другими людьми?»;
• на формирование умения оценивать других с позиции доброжелательности - «Комплименты»;
• на умение оценивать других с позиции доброжелательности умение анализировать поступки сказочных героев, умение называть нарушенные в сказке права - «Игры по сказкам»;
• на адаптацию человека в социальном мире - «Помоги себе сам»;
• на расширение области правовых знаний детей - «Я имею право…».
Создала банк данных о каждом ребенке, что позволило построить программу индивидуального развития с учетом особенностей ребенка. В группе ведутся Паспорта развития дошкольника, в которых учитывается уровень развития каждого ребёнка, его интересы и потребности, проектируется индивидуальный маршрут его развития.
Результатом всей работы с детьми по правовому образованию стала интерактивная игра «Выборы президента группы», в которой принимали участие дети старшего дошкольного возраста всего ДОУ. Игра проходила в 3 этапа.
На первом этапе дети предлагали свои кандидатуры и доказывали, почему именно они достойны звания президента.
На 2 этапе дети совместно с родителями разрабатывали и выпускали предвыборные программы. Например:
3 этап. Встреча кандидатов с избирателями. В театральной студии состоялась пресс- конференция, на которой кандидаты рассказывали о своей программе, и отвечали на вопросы избирателей.
Заключительный этап голосование и подсчет голосов.
Такая последовательная и систематическая деятельность в области правового воспитания позволила мне достичь высоких результатов: количество детей с высоким уровнем усвоения материала повысилось на 15%.
Для того, чтобы воспитательная работа была результативной, я считаю - необходимо объединить усилия педагога и родителей. С этой целью был налажен тесный контакт с родителями на основе сотрудничества, использовались разнообразные формы:
• «Наши достижения» - рубрика в родительском уголке;
• фоторепортажи «В стране Детсадия»;
• совместные чаепития, развлечения, музыкальные гостиные, участие в выставках.
Важным условием успешной работы по ознакомлению с основами правового образования дошкольников является тесная связь с родителями. По результатам анкетирования выявила низкий уровень правовой грамотности родителей (30%). С целью повышения правовой грамотности и психолого-педагогической культуры создала клуб «Берегиня», разработала перспективный план его деятельности.
Привлекая родителей к правовому воспитанию, я посвятила первые занятия знакомству с документами, принятыми в нашем обществе, а в дальнейшем организовывала для родителей консультации «Ребенок и его права», «Наказывая, подумай зачем» и т. д. В рубрике клуба «Встречи с заинтересованным лицом» организовала встречи со специалистами из органов опеки и защиты детства, психологами и социальными педагогами Центра Здорового образа жизни «Открой себя», которые поспособствовали повышению заинтересованности родителей в развитии и воспитании детей, желание войти в образовательное пространство ДОУ. В приемной оформила фотовыставку «Права ребенка»
В копилку семейного опыта были предложены памятки «Искусство быть родителем», по защите прав и достоинств ребенка в семье и т. д. В рамках тиражирования семейного опыта в уголке для родителей оформлена рубрика «Делимся опытом», где родители делятся своими семейными традициями: «Ритуал укладывания спать», «Семейные соревнования». Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «Папа, мам, я – дружная семья», «Интересное рядом», альбомы: «Наши имена», «Наши права», «Моя семья», «Мой любимый Кайеркан», «Дом в котором мы живем», пособия к игре «Звездный час».
Активно привлекаю родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях:
• конкурс рисунков «Наши права», обложка к книге «Права ребенка»;
• в выборах президента группы – составление и изготовление программы кандидатов;
• в составлении Декларации группы, герба группы, семьи, семейного древа, прав и обязанностей детей группы
• презентации проектов «Что надо делать, чтобы не болеть», где каждый проект был отмечен номинацией «Оригинальность замысла», «Здоровый юмор», «Из области фантастики» и т. д. - во время знакомства детей с правом на охрану здоровья.
• презентация буклетов «Наши имена»
Для повышения правовой культуры родителей всего детского сада оформила информационный стенд «Семейная правовая школа», который включает в себя следующие рубрики: нормативно-правовые документы, в копилку родительского опыта, фоторепортажи, права ребенка в детских рисунках.
В результате такой комплексной работы по итогам анкетирования родителей к концу 2012 учебного года повысился уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности на 25%.