Инесса Головина
Правовое воспитание дошкольников, инновационные подходы
▼ Скачать + Заказать документы
Правовое воспитание дошкольников, инновационные подходы
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность взрослых по формированию правового мышления и у себя и у детей.
Публикация «Правовое воспитание дошкольников, инновационные подходы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье, образовательном учреждении, или в каком - нибудь другом учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Детский сад обязан предоставить родителям достоверную и полную информацию об учреждении и оказываемых образовательных услугах, сообщить и другие, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения, в том числе перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Договор, лицензия на осуществление образовательной деятельности, образовательная программа, устав ДОУ имеются на сайте нашего дошкольного учреждения, все родители могут с ними ознакомиться предварительно перед посещением детского сада. Так же, в первую встречу после подписания договора, мы проводим экскурсию родителям по детскому саду, показываем групповые помещения, кабинеты специалистов, пищеблок. Очень часто у родителей возникают вопросы о режиме питания, о режиме работы дошкольного учреждения, о процессе воспитания и обучения. Поэтому заведующий в обязательном порядке даё т разъяснения: ребёнка необходимо приводить вовремя в детский сад, так как существует режим дня и Сан Пин, которые регламентируют работу ДОУ и воспитатель обязан выполнять их. Если вы приведете ребёнка не вовремя, то воспитателю придется прервать учебный процесс, оставить всех детей и заняться приемом опоздавшего ребёнка. Если же опоздавший ребёнок голоден, то покормить завтраком его уже не смогут, так как в соответствии с СанПин, вся еда после завтрака утилизируется. Заведующий напоминает, что у родителей есть второй экземпляр Родительского договора, подписанный обеими сторонами, который они могут изучить в спокойной обстановке дома с остальными членами семьи.
Проблема:
В ходе тематического контроля были выявлены основные категории трудностей, возникающих у педагогов и родителей ДОУ в их работе по формированию основ правого сознания у детей.
1. Дефицит учебно-методических пособий и наглядно-печатной информации по данному вопросу
2. Низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
3. Недостаточный уровень правовых знаний педагогов. Большинство педагогов и воспитателей ДОУ нуждаются в специальном обучении в семинарах по вопросу формирования правосознания у детей.
И наметили пути их решения.
Исходя из этого, нами были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы :
- с педагогами;
- с детьми;
- с родителями;
Рассмотрим работу в каждом блоке отдельно.
Работа с педагогами
Мы используем разные источники для работы, пособия Л. В. Коломийченко «Занятия для детей по социально- коммуникативному развитию», Т. А. Шарыгина «Беседы о правах ребёнка», «Первые шаги. Начальный курс обучению правам человека» переведенное издание с английского языка по инициативе членов международной Амнистии и специалистов по просвещению в области прав человека, Конвенция «О правах ребёнка», Демонстрационный материал «Права ребёнка», Дороновой, но их крайне недостаточно. Тогда мы решили, создать свою методическую копилку. В нее вошли конспекты НОД, сценарии праздников, дидактические игры с описанием, тематическое планирование для старшей и подготовительной группы.
Провели семинар – практикум «Правовое воспитание дошкольников»-
Рассматривали вопросы, касающиеся Основных международных документов о правах детей, вопросы соблюдение прав ребенка в ДОУ. Отметили важное значение ППРС. Среда в группе должна удовлетворять потребности ребенка в движении, в общении, в познании. особое внимание уделили являются межличностным отношениям родителей и педагогов. Разобрали несколько проблемных ситуаций возникающих при общении с родителями, например: родитель привел ребенка с опозданием и требует его накормить завтраком. Или у детей произошел конфликт и один из родителей хочет высказать претензии ребенку. Часто бывают такие ситуации перед утренниками, когда родители требуют стихи и роли для своих детей, как быть педагогу в такой ситуации?
Рассмотрев эти ситуации, педагоги повысили профессиональное мастерство по организации работы с родителями, научились аргументировать свои ответы нормативно правовыми документами : САНпин, устав, конвенция. Как оказалось грамотно сформулированные ответы зачастую закрывают конфликтую ситуацию.
Провели педагогический совет «Новые возможности Инновационной программы от рождения до школы», рассмотрели технологию «Голос ребенка», которая во многом основана на конвенции о правах ребенка. Выяснили, что многие педагоги не уделяют должного внимания детским интересам. Эта тема оказалась самая сложная на данный период времени, мы продолжаем ее изучать, смотрим вебинары, которые предлагают создатели программы от рождения до школы. Планируем приобрести пособие «Голос ребенка» от УМК программы.
Правовое воспитание не ограничивается рамками ДОУ и мы реализовали общесадовский проект «правовое воспитание через сетевое взаимодействие». Сначала мы определили актуальность, цели и задачи исследования, выявили проблемы правового воспитания, разработали и апробировали модель сотрудничества ДОО с семьей и социальными партнерами по формированию правовой культуры детей дошкольного возраста. Создание широкого социокультурного пространства ДОО важная составляющая формирования правовой культуры детей дошкольного возраста. В сетевое взаимодействие с детским садом включились близлежащие детские сады, краеведческий музей, местный драматический театр и другие организации. В заключение своей работы мы наметили перспективы: продолжить поиск социальных партнеров для сотрудничества в целях правового воспитания дошкольников. Разработать и создать страницу на сайте образовательной организации по трансляции инновационной деятельности для профессионального сообщества и родительского населения.
ППРС
Разработали и изменили ППРС, чтоб в ней появились элементы правового воспитания, которые доступны детям и вызовут у них интерес и желание с ними играть. Совместно с творческой группой разработали ряд игр и пособий «права в картинках», «семейное древо», «правовой светофор», и оборудовали правовые уголки в группах.
Появились у нас правовые лепбуки, настольные игры, напольные –двигательные игры.
Вся проведенная работа позволила нам выйти на более высокий уровень и принять участие в 10 международной конференции по дошкольному образованию.
Чему педагоги научились
• Педагоги разобрались в конвенции о правах ребенка, 54 статьи, 3 части, в первой части описываются сами права, во второй части обязательства прав сторон, правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.
• Повысили уровень знаний по правовому воспитанию
• Изучили программу от рождения до школы и внедряют инновационные технологии.
• Освоили дистанционные технологии для работы с родителями и социальными партнерами.
РАБОТА с РОДИТЕЛЯМИ
Ежегодно для родителей вновь принятых детей мы проводим анкетирование на знания правовых документов. Провели исследование с помощью гугл форм методом анкетирования по выявлению знаний о правах ребёнка, в нем принимали участие все родители вновь принятых детей всего 89 человек.
С документами о правах ребенка знакомы лишь 32% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58%, Конвенции о правах ребёнка известно 27 % родителей, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка смогли единицы. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям ничего не известно.
Так же провели опрос «Как вы считаете, к кому имеет отношение конвенция о правах ребенка?». 57% родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение к государству, - 17%-относят этот документ к себе, 23 % - к детскому саду. Только единичные родители понимают, что данный документ имеет отношение ко всем участкам процесса воспитания ребенка.
Хотим отметить, что ситуация практически не меняется, родители не знакомы с основными документами регламентирующими права и обязанности детей. И соответственно права детей не соблюдаются. Для того, чтобы повысить правовую грамотность в нашем ДОУ, мы разработали план работы с родителями, где используем разнообразные формы работы.
Есть традиционные формы работы, такие как родительские собрания, консультации по запросам, и новые формы работы, которые мы начали использовать недавно.
Ежегодно в середине года, мы проводим родительские собрания на тему правового воспитания. Форма собраний бывает разной: круглый стол, деловая игра, диспут. Модератор часто ставит открытые вопросы для обсуждения. например при проведении родительского собрания в форме диспута родителям предложили продолжить фразу «Защитим детей от….», варианты ответов были самые разнообразные: от насилия, от вредной информации, от гаджетов, от болезни. Однако никто из родителей не преломил ситуацию относительно своей семьи, часто нарушение прав ребенка в семье остается незамеченным. И только когда педагоги поднимают конкретные вопросы, родители начинают видеть проблемы.
Перед проведением консультаций мы используем почтовый ящик, для сбора вопросов. каждый родитель, может опустить туда свой вопрос и мы подбираем специалиста, который может на него ответить. Если вопрос связан с межличностными отношениями педагог-родитель, то отвечает педагог- психолог или старший воспитатель. Если это ситуация связана с нормативной базой, то отвечает заведующий. Активно пользуемся помощью своих же родителей специалистов, у нас есть мамы-адвокаты, мамы-юристы, папы-сотрудники полиции.
В родительском уголке разместили информационный стенд «Права детей», он включает в себя разделы «правовые документы» это – статьи из конвенции, семейного кодекса, раздел «консультации для родителей» которые носят правовой характер, также памятки для родителей, которые они могут забирать по мере необходимости, количество памяток соразмерно количеству родителей. Мы заметили, что памятки практического назначения -«Как успокоить ребенка», «Можно ли оставлять ребенка одного дома» пользуются большем спросом у родителей, чем памятки с информацией о нормативной базе, такие как, «Статьи конвенции» «Дошкольное образование в федеральном законе». Так же на стенде Имеется информация о телефоне доверия в России и телефоны Уполномоченных по защите прав ребенка в РСО-А и РФ. Рекомендованы короткие стихи для заучивания с детьми дома. Имеется иллюстрированный материал к конвенции о правах ребенка.
Хотим рассказать вам о проведенном дне открытых дверей «Права человека начинаются с прав ребенка». Мы подготовили сценарий с участием педагогов, детей и родителей. Мероприятие проходило на территории детского сада, педагоги совместно с родителями оформили площадку, развесили плакаты, вывески, воздушные шары, оформили информационные стенды. Подготовительные группы распределили номера для выступлений, кто то читал стихи о правах, кто то рассказывал статьи конвенции, пели песни. Ведущие провели игры с родителями «Назови право», «Хорошо-плохо», завершился день открытых дверей совместным флешмобом. А вечером прошла социальная акция, воспитанники подготовительных групп раздали памятки по правовому воспитанию всем родителям, которые приходили за детьми.
Так же очень действенной формой работы являются детско-взрослые проекты, как новый формат взаимодействия с родителями, где родители и педагоги коллеги и партнеры. Включить родителей оказалось не так уж и трудно, они с большим энтузиазмом откликнулись на эту форму работы. Педагоги определили общую большую тему проекта, а каждый родитель самостоятельно со своим ребенком выбрали свою микротему. Таким образом, у нас появились проекты по темам «Имя моего ребенка» «Моя семья» «Правовые документы». По ходу работы над проектами было много вопросов: как представить проект, чтоб он был доступен и интересен детям, где искать информацию, как его красочно оформить? И началась работа. родители подбирали материал, учили стихи, создавали презентации. Педагоги постарались задействовать всех детей и родителей группы. Вот например на проекте «право на имя» 2 семьи представили свои презентации, а остальные родители с детьми нарисовали плакаты, где раскрыли значение имени характер своих детей. «Право на семью», оказался самым ярким проектом. Родители очень творчески отнеслись к непростому заданию, подготовили инсценировку о потерявшейся девочке, найти семью которой помогали все дети группы. Участие приняла не только мама, но и папа, и тетя и младший брат. Девочка с гордостью представила свою дружную семью, а завершили свое выступление веселой песней. Самым сложным, оказалось представить документы о правах детей. За этот проект взялась мама – полицейский, которая точно знает всю нормативную базу. Чтоб детям было интересно и доступно они подобрали стихи, мультфильмы, игры по данной теме, и представили проект в интерактивной форме. Родители признались, что их увлекла работа над проектами, но самое главное, работа сблизила всех членов семьи, ведь никто не остался безучастным.
Для родителей организовали онлайн «Школу правовых знаний» на платформе ZOOM, Для нас это была новая форма работы. Учились сами, можно сказать с нуля. Скачали приложение, создали несколько пробных конференций для своих сотрудников. Когда освоили эту программу, то назначили дату и скинули ссылку родителям. Тема школы правовых знаний была определена заранее, с помощью анкетирования мы собрали вопросы, которые интересуют родителей, пригласили специалистов – психолога детского сада, который рассказал, как родителям справиться с собственным стрессом во время капризов ребенка и не нарушить его права, суметь воздержаться от крика, физического воздействия. Пригласили юриста, она познакомила родителей с документами о правах, рассказала о действиях воспитателя при разводе родителей, как быть если кто- то из сторон препятствует контакту с ребенком. Так же, на встрече присутствовала инспектор по делам несовершеннолетних. Она объяснила родителям, что ни в коем случае, нельзя отпускать детей одних во двор на прогулку, что необходимо знать всех друзей своего ребенка, как важно знать в какие игры играет ребенок и какие мультфильмы смотрит. К сожалению не все смогли подключиться, кто в силу технических возможностей, кто то был еще на работе, хотя время мы выбрали удобное с 18.00 до 19. 00. Работа школы вызвала большой интерес у родителей, было задано много вопросов. например: можно ли давать телефон детям в детский сад, что делать, если ребенок не хочет спать в сон час, а его укладывают?. как в таком случае регулируются права детей?. Можно ли запретить одному из родителей забирать ребенка из детского сада, если супруги в разводе? Нам даже не хватило времени, чтоб ответить на все вопросы. Мы планируем и дальше проводить работу школы в таком режиме, уже наметили следующие темы для обсуждения.
Работа с детьми
Правовое воспитание дошкольников осуществляется в соответствии с возрастными особенностями.
Мы выделяем три этапа.
На I этапе это младший дошкольный возраст. Подготовка к правовому образованию. Проводим обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
На II этапе средний дошкольный возраст – продолжаем работать по
развитию коммуникативных способностей детей и формированию
нравственных норм поведения, умению оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и отрицательные.
На III этапе это старший дошкольный возраст – Именно на этом этапе происходит формирование правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятиями «право» и «документ».
Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания
следующие группы прав :
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь,
медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
Опираясь на программные требования и целевые ориентиры, разработали перспективный план по ознакомлению дошкольников с правами для старшей и подготовительной группы. Так называемые правовые недельки! Вы видите, что мы соотнесли их с календарем праздников и событий. Всего у нас получилось по 4 недели в год.
Вы видите, что в качестве средств формирования правовых понятий используются традиционные формы: игровые методы, театрализованная деятельность с использованием сказочных персонажей, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, выставки детских работ. Со старшими дошкольниками проводятся беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.
В начале года для всех детей мы проводим экскурсии по детскому саду, ребят младших и средних групп мы знакомим с помещениями, сотрудниками. закрепляя при этом профессии, а в старших группах нас уже интересует функционал. Объясняем, что в мед. кабинете осуществляется их право на медицинское обслуживание. на пищеблоке право на полноценное питание и т. д.
Хочется отметить, что наряду с традиционными мероприятиями по ознакомлению с правами детей мы внедрили много новых форм работы. Квест- технология одна из форм, которая прижилась у нас в детском саду и дает стабильные положительные результаты. Суть квест- технологии в путешествии по станциям и выполнении определенных заданий для дальнейшего прохождения маршрута. «Путешествие в страну Правдилию», так назывался наш квест, который мы провели по правовому воспитанию. Идею квеста нам подсказали дети. Два мальчика с одинаковыми именами поспорили, кому же принадлежит данное имя? Воспитатель предложила разобраться и совершить квест.
Ребятам было предложено вернуть «права – лепестки» жителям страны Правдилии, которые у них украла злая волшебница, и собрать из них «цветок счастья». Организовали станции по правам ребенка в кабинетах и группах детского сада. Станции оборудовали под медицинский кабинет, театр, квартиру, ЗАГС. На каждой станции детям предлагалось выполнить задания. Например в театре им предложили посмотреть спектакль и определить какие права нарушены у героев. (у зайчика нарушено право на жилище, у золушки –право на отдых, и любовь родителей) в медицинском кабинете детям было предложено пройти «обследование» у офтальмолога и поиграть в игру «Что нужно доктору для работы»(закрепить название медицинских приборов) в ЗАГСЕ дети получили свидетельства о рождении со своими именами, тем самым закрепили право на жизнь, семью и имя. Оказалось, что очень много людей имеют одинаковые имена, но все они абсолютно разные и внешне и по характеру. С помощью этого квеста мы смогли рассказать детям о конвенции и статьях.
Для осуществления права детей свободно выражать свое мнение (ст 13 конвенции) реализовали еще одну интересную форму работы –детское голосование. В детском саду часто проходят конкурсы, выставки рисунков и поделок. Победители получают грамоты и призы. В конкурсе поделок на 23 февраля мы предложили детям подготовительной группы самим определить победителя, было оговорено, что голосовать можно за любую работу, кроме своей. Ребята очень ответственно отнеслись к этой непростой задаче. Было интересно наблюдать за их сомнениями: 2 подружки договаривались –давай я твою работу выберу, а ты мою. Мальчики спорили: самая большая поделка-значит самая лучшая. Спорили, переживали, в итоге выбрали победителей.
Создали напольную двигательную игру «Правовая тропинка». Придумали ее самостоятельно, разработали макет и отдали его в типографию для распечатки. Размер игры 2.5 на 2 метра. Цель игры - закрепить знания о правах детей в игровой форме. Правила игры : в игре могут принимать участие одновременно до 5 детей, в свой ход игрок бросает кубик и продвигается вперед, ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если игрок попадает на красный круг, то ведущий берет красную карточку и загадывает загадку о правах, если на синий, то дети должны отгадать, какое право нарушено у сказочных героев, желтое поле обозначает права в картинках. Если игрок попал на белый круг, то он пропускает ход. Необычный формат игры заинтересовал детей, это хорошая форма для изучения и закрепления материала. Для поддержания интереса детей, можно менять и дополнять задания. Роль ведущего на себя может взять ребенок, который умеет читать.
Для реализации права детей на защиту от всех видов психологического и физического насилия, ст19 п 1, и права свободно выражать свои мысли ст 13 п. 1 Ковенции подготовительной группе внедрили телефон доверия. Рассказали детям, что во всем мире, есть такой телефон. Если ребенок чувствует, что ему нужна помощь, хочется рассказать о своей проблеме, обиде, то он может позвонить по этому телефону. Мы взяли обычный кнопочный телефон, украсили его дизайном совместно с детьми, и задали на быстром наборе номер телефона нашего педагога- психолога. Поместили его в «домик» для телефона. Создали в группе специальный уголок-уединения. Разработали правила, в каком случае детям стоит звонить, а в каком они сами могут справиться со своей проблемой или могут попросить помощь воспитателя в группе. Реакция детей была очень неоднозначная: удивление, восхищение, сомнение- правда ли это настоящий телефон, кто ответит на том конце провода?. Взрослые тоже очень переживали, заработает ли телефон, как дети его воспримут. Долго ждать не пришлось, на следующий же день дети решили позвонить. Стали спорить между собой кто первый позвонит. Самая бойкая девочка взяла трубку и спряталась подальше от всех детей, набрала номер и поделилась своими переживаниями с «дежурной феей». Вот одна из ситуаций: «Девочка подготовительной группы, позвонила со своей проблемой, она поссорилась с подружкой. на том конце провода ей ответила Фея, но девочка не поверила ей, сказала, что Фей не существует. Педагог- психолог попыталась установить контакт- стала описывать место и обстановку нашего уголка «Доверия», ребёнок очень удивился и рассказал свою проблему. Наши опасения развеялись, телефон доверия работает и помогает детям в решении их нелегких детских проблем.
Таким образом, вы видите, что в нашем ДОУ ведется планомерная систематическая работа по правовому воспитанию. мы не планируем останавливаться на достигнутом, наметили следующие перспективы:
1. Создать вкладку на сайте по правовому обучению и размещать там видео консультации специалистов по запросам родителей.
2. Поиск новых форм работы с участниками образовательного процесса по правовому воспитанию.
Спасибо за внимание!