Елена Пименова
Час правовых знаний «Маленьким человечкам большие права»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУК «МПЦБ Гусь-Хрустального района»
Демидовская библиотека-филиал
Час правовых знаний :
Автор работы: Пименова Е. В. ,
заведующий отделом обслуживания
Демидовской библиотеки филиала
д. Демидово.
2018 год
Паспорт мероприятия
Название: Игра путешествие по правам ребенка
«Маленьким человечкам – большие права»
Тема: Правовое воспитание детей младшего школьного возраста
Публикация «Час правовых знаний „Маленьким человечкам большие права“» размещена в разделах
Цель занятия: Знакомить с основами правового воспитания, дать представление о правах ребенка, познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Задачи:
- познавательные:
• закрепить с детьми понятие «право» в доступной для их возраста форме;
• систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;
• создавать условия для их практического применения;
• рассмотреть и проанализировать права сказочных героев в литературных произведениях;
• дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, на любовь и заботу, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг.
- воспитательные:
• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;
• способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
• способствовать развитию вежливости, доброжелательности, ответственности.
- развивающие:
• развивать правовое мировоззрение;
• развивать умение рассуждать, анализировать, общаться в коллективе;
• расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
• развивать эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и умения.
• закрепить с детьми понятие «право» в доступной для их возраста форме;
• систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;
• создавать условия для их практического применения;
Оборудование: Книга «Конвенции о правах ребёнка»; презентация «Права ребёнка»; костюм Незнайки; эмблемы с изображением животных; картинки с изображением жилищ; 2 портфеля и учебные принадлежности; игрушки; мяч; музыка.
Место проведения: МКОУ «Демидовская СОШ», летний лагерь «Солнышко», учащиеся 1-4 классов
Длительность мероприятия: 35 минут
Ход мероприятия:
Организационный момент:
Библиотекарь:
Вы готовы поработать? (Да)
Вы готовы отвечать? (Да)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да)
Ну, а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да)
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Права детей. Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
«У каждого ребенка
есть свои права.
Знать их должен каждый,
ведь это не игра!»
Беседа о правах.
Библиотекарь: Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». 20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН "О правах ребёнка", а с 1996 года было решено ежегодно отмечать этот день как "День прав ребёнка».
- Кто знает, что такое Конвенция?
(Ответы детей)
Библиотекарь: А хотите, я вам расскажу много интересного?
Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: Что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права, на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. А заботясь о детях, написали вот эту книгу «Конвенция о правах ребенка». Конвенция, ребята, это документ, в котором написаны все ваши права. А что же такое право?
(Ответы детей)
Ребё нок: Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны,
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Библиотекарь: Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.
Каждый человек, каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободе других людей. Ребята, а вы хотите узнать какие права вы имеете? Тогда давайте поговорим об этом.
(Появляется Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, а я сюда попал – это школа?
Дети: Да
Библиотекарь: Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришёл?
Дети: Узнали
Незнайка: Меня зовут Незнайка, а как вас зовут, мы узнаем, поиграв в игру с мячом. Я бросаю каждому из вас мяч, а вы ловите и называете свое имя. (Игра с мячом)
Незнайка: Вот мы и познакомились
Библиотекарь: Мы собрались здесь поговорить о правах детей.
Незнайка: О-о-о. Я тоже хочу знать все о правах.
Библиотекарь: Садись и послушай, мы рассмотрим некоторые права и обязанности детей.
1. «Право на жизнь и имя»
Ребё нок: Только ты на свет родился,
Право первое твое :
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное своё.
Библиотекарь: Да вы совершенно правы, имя дается человеку и отличает его от других людей. А что еще кроме имя есть у человека? (Фамилия и отчество)
- Кто вам дает фамилию и отчество? (Семья, отчество дается ребенку по отцу).
Библиотекарь: При рождении ребенок получает свой первый документ «Свидетельство о рождения», где и указывается имя ребенка, отчество и фамилия
Незнайка (плачет) : А у меня нет такого свидетельства
Дети: Почему нет, надо попросить твоего папу, чтобы он дал тебе такой документ
Незнайка: Да у меня и папы нет.
Библиотекарь: Как нет, ребята, давайте поможем Незнайки и найдем папу Незнайки. Скажи нам, Незнайка, ты герой какого рассказа?
Незнайка: «Приключение Незнайки и его друзей»
Библиотекарь: А кто написал этот рассказ? Ребята подскажите.
Дети: Носов Николай
Дети: Вот он и поможет тебе найти твои документы.
Незнайка: Вот и хорошо. Спасибо вам. А можно я еще послушаю о правах вместе с вами. Я буду хорошо себя вести.
Дети: Конечно можно
Библиотекарь: Взрослых людей мы называем по имени и отчеству. Пока вы ещё дети вас называют по имени, а когда вы вырастите, вас будут называть по имени и отчеству.
Незнайка: А у меня есть сказочные друзья – попробуйте отгадать - как их зовут.
Игра «Объясни имя».
Я вам опишу своих сказочных друзей, а вы назовё те его имя:
• Доктор, который лечит таблетками-пилюлями (Доктор Пилюлькин);
• Мальчик, который много знает (Знайка);
• Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
• Мальчик, который сам умеет что-то сделать (Самоделкин);
• Девочка белая как снег (Белоснежка);
• Девочка с синими глазами (Синеглазка);
• Очень тихий человек (Тихоня);
• Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
• Девочка из снега (Снегурочка);
• Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба);
• Коричневая, бурая (Корова Бурёнка);
• У бычка бок в смоле (Бычок – Смоляной бочок);
• Девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета (Красная Шапочка);
• Девочка очень маленького роста (Дюймовочка);
• Заяц, который всё время хвастается (Заяц-хваста).
2. «Право на семью, любовь и заботу».
Библиотекарь: Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Библиотекарь: У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт ваша семья. Там вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь.
Ребё нок: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабулю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
3.«Право на жилье и его неприкосновенность».
Ребенок: Все живущие на планете
Имеют право на свой дом.
Чтобы взрослые и дети,
Могли жить уютно в нем
Никто не может их прогнать
И дом с вещами отобрать.
Библиотекарь: Каждая семья должна чувствовать себя дома в полной безопасности, уважать свой дом, ценить уют. Попробуйте закончить пословицу о доме:
• Мой дом – моя крепость.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Не красна изба углами, а красна пирогами.
• Семья крепка, если над ней крыша одна.
• Не дом хозяина красит, а человек дом.
Библиотекарь: Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность жилища, у каждого из вас есть свой дом. И даже у зверей есть дома.
Библиотекарь: Воробей живёт под крышей
В тёплой норке домик мыши
У лягушки дом в пруду
Домик белочки в лесу
Эй, цыплёнок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
Игра «Чей домик» (соединить картинки жилья с изображениями животных) (приложение 1)
4.«Право на образование».
Ребё нок: Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Библиотекарь: Вы учитесь в школе и воспользуетесь правом на бесплатное образование. Нам хочется узнать, сможете ли вы собрать себе портфель?
Незнайка: Я тоже хочу поиграть с вами.
Игра «Собери портфель». (На столе представлены разные предметы, задача детей положить в портфель самое необходимое в школе)
Незнайка: Ага, я тоже могу воспользоваться этим правом – учиться.
5. «Право на медицинское обслуживание, охрану здоровья»
Ребё нок: Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Библиотекарь: Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
- Правильно. Это ваша обязанность. А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
Здоровье – главная ценность человека. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей).
Незнайка: Что случилось? Что со мной?
Как болит животик мой!
Что такое? Не пойму!
Я, наверное, здесь умру.
Библиотекарь: Ребята, как мы можем помочь Незнайке?
Дети: Надо вызвать скорую помощь!
Библиотекарь: А как это сделать?
Дети: Позвонить по телефону.
Библиотекарь А по какому номеру телефона?
Дети: 03!
Библиотекарь: А что при этом нужно сказать?
Дети: Адрес и фамилию.
Библиотекарь: Ребята, давайте вызовем скорую помощь.
Незнайка: Ой - ой не надо у меня всё прошло
Библиотекарь: Правда, прошло?
Незнайка: Да
6. «Право на игру, отдых и досуг».
Библиотекарь: Это право очень важное, особенно для ребят. Как вы думаете, почему? Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
- Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки) Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.
Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.
Незнайка: Отдыхать я люблю.
Физкультминутка: «Отдых» Незнайка: Я хочу с вами поиграть. А в этом мне поможет моя любимая волшебная шляпа. Условия игры : играет музыка, шляпа передаётся по кругу, если музыка остановилась, тот у кого оказалась шляпа в руках называет интересную игру и обещает нас научить играть. Ну, начали
Библиотекарь: Ребята, сегодня мы с вами поговорили о некоторых правах и обязанностях. О каких, вы запомнили. (Ответы детей)Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать.
Ребё нок: Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок веские права!
Он имеет право жить, радоваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Песня «Улыбка
Библиотекарь: В завершении нашего путешествия давайте примем участие в викторине «Твои права» и узнаем, какие права сказочных героев нарушены? (приложение 2)
Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Молодцы, запомнили свои права. Мы ещё раз встретимся с этой книгой, которая познакомит вас с другими правами и многими другими книгами,которые помогут нам получить знания в области права. Спасибо всем.
Незнайка: Мне было очень приятно и интересно с вами. Теперь я тоже знаю свои права.
Приложение 2
Викторина «Твои права»
Какие статьи Конвенции нарушены
мачехой по отношению к Золушке?
Считается ли Маугли, который вырос в волчьей семье,
в джунглях, ребенком?
Какие права по Конвенции нарушает волк
по отношению к козлятам?
Какую статью Конвенции нарушает мачеха, грубо обращаясь с Крошечкой - Хаврошечкой?
Имеет ли право Медведь удерживать
Машеньку в своем доме?
Был ли прав Емеля, заставив дубинку поколотить офицера? Какое право нарушил Емеля в этом случае?