Линара Хамитова
Правовая викторина «Я и закон»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я и закон» (правовая викторина)
Цель: формирование правовой культуры, законопослушного поведения воспитанников.
Задачи:
1. формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;
2. предупредить совершение воспитанниками противоправных поступков и деяний.
Оборудование: таблички (уголовная, административная ответственность, карточки с заданиями.
Организация игры: учащихся делят на три команды.
Публикация «Правовая викторина „Я и закон“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Права детей. Викторины, интеллектуальные игры
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Ход ИГРЫ:
1. Вступительное слово ведущего:
Ведущий: Добрый день участники и гости нашей викторины. Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем мы и соблюдаем ли мы законы. А поможет нам в этом правовая викторина.
Цель: формирование правосознания, правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних.
1. Конкурс «Представление команд».
В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.
1. Конкурс «Разминка».
Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.
1. Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)
2. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
3. Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)
1. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)
2. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)
3. Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т. к. становится полностью дееспособным, т. е. совершеннолетним)
1. Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)
2. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)
3. С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)
10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)
11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т. е. моральная ответственность)
12. Что такое дисциплинарный проступок? (Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки
1. Конкурс «Преступление и наказание».
Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.
За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Карточки с заданием (описание ситуации) :
1. Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т. п.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.
1. Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.
2. Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.
1. Конкурс «Знаете ли вы закон?»
Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
-- Ученик разбил стекло (Административная)
-- Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)
-- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)
-- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)
-- Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)
-- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)
-- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)
-- Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)
-- Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)
-- Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)
1. Конкурс «Юридическая консультация».
Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание – 5 минут. Наивысший балл- 5.
1. 17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?
(Свой ответ пояснить).
(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)
1. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)
1. 13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
(Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).
Ведущий: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:
- юридическая ответственность человека: административная, уголовная
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Уголовный Кодекс
- право.
Подведение итогов игры.