Занина Екатерина
Консультация для родителей «Правила организации режима дня ребенка с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
1) Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня.
Постоянно объясняйте ребенку, что происходит. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного - самые просты обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественны. При этом не забывайте: все, что для вас, само собой разумеется, что обычный ребенок усваивает спонтанно, для аутичного ребенка трудно и требует специальной работы. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему все происходит так, а не иначе. Это позволяет избежать механического повторения действий, а также помогает ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
2) Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации.
Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка.
3) Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого во время купания поиграйте с ребенком в "фонтан", "брызги", а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.
4) Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т. п.
5) Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.
Таким образом, режим дня ребенка составляется под влиянием физиологических и социальных аспектов: исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений.
При этом режим дня ребенка не статичен, он меняется по мере его развития и постепенного взросления.
Первым шагом в работе с ребенком с аутизмом является установление с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддерживает в нем ощущение радости жизни, надежности, безопасности, побуждает к активному освоению окружающего мира.
Ради эмоционального общения с близкими, малыш начинает лепетать и говорить с ними, он стремится разделить свои интересы и достижения, удовольствие и испуг. То, чем занимается взрослый, становится интересным ребенку.
Таким образом, уже в очень раннем взаимодействии ребенка и взрослого у них появляется возможность организовать внимание и поведение друг друга. Аутичный же ребенок испытывает трудности в развитии уже самых ранних форм эмоционального контакта с близкими.
Для того чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком важно хорошо представлять себе, что помешало этому произойти естественным образом в раннем возрасте. Опыт показывает, что потребность в общении у таких детей существует – они тянутся к людям; проблема же состоит в том, что в психическом отношении они не выносливы – ранимы и заторможены в контакте.
Взгляд, голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями, и человек вообще, особенно же человек, активный в общении, способен очень быстро вызвать у них чувство дискомфорта.
Кроме того, такой ребенок и сам не отвечает требованиям, которые предъявляет ему взрослый: ему трудно сосредоточиться произвольно, «по приказу». Все это тоже заставляет ребенка уходить от общения, дозировать его или ограничивать своими правилами.
Таким образом, чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной, взрослые должны постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.
Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, мы можем постепенно развивать более сложные способы взаимодействия.
Первые попытки общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях, чтобы ребенку дать время, чтобы привыкнуть к новой обстановке.
Ребенка могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишня активность и суетливость взрослого. Сначала ему может быть неприятно слишком прямое обращение: пристальный взгляд, окликание по имени, активные попытки привлечь внимание, вопросы, настойчивые предложения что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть.
Для того, чтобы первоначально привлечь внимание ребенка с аутизмом и в то же время не напугать его, важно помнить о пяти «НЕ» :
- не говорить громко;
- не делать резких движений;
- не смотреть пристально в глаза ребенку;
- не обращаться прямо к ребенку;
- не быть слишком активным и навязчивым.
Ситуация знакомства не должна быть и абсолютно нейтральной. Ребенку все же надо дать понять, что вы находитесь здесь ради него, что он вам симпатичен и вам интересно то, что он делает. На первых встречах с ребенком необходимо избегать прямых вопросов («Как тебя зовут?» и пр., заглядывания ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий.
Первоначально в контактах с ребенком не должно быть давления и режима.
Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. Непродуктивно с самого начала активно навязывать такому ребенку свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия; и, наоборот, взрослый должен быть очень внимателен к тому, чем заинтересовался ребенок, быть отзывчивым к его попыткам вступить в контакт. Все приемы должны быть направлены на то, чтобы пробудить у ребенка радость эмоционального общения с педагогом, поставить взрослого в центр его мира, «заставить» ребенка стремиться к общению.
Действия взрослого не должны выходить за рамки того, что делает сам ребенок. Нужно понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать сразу свои игры.
Первый контакт организуется на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимает себя сам. Надо спокойно, но увлеченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка. Делать это надо осторожно, чтобы не напугать ребенка неожиданным новым впечатлением.
Нужно следить, какое впечатление действия производят на ребенка, не усиливают ли они его тревожности, не увеличиваются ли его моторная напряженность, стереотипные действия или агрессия. Ошибки, излишнее давление чаще всего происходят из-за неуверенности взрослого в себе и в ребенке : не надо слишком стараться, опыт показывает, что контакт обязательно возникает, потому что ребенок хочет этого, как и мы.
Основное тут – не торопиться, не навязываться, но постараться увидеть его встречное движение и адекватно на него ответить. Если взрослый сидит спокойно, занимается каким-то своим делом, и только иногда, коротко взглянув на ребенка, улыбается ему, ребенок обязательно подойдет первым.
После этого можно откликнуться, но от слишком активной реакции лучше воздержаться: следует помнить, что нас не должно быть «слишком много». Можно продолжать улыбаться, но взгляд не должен быть слишком долгим и пристальным, именно в подобной ситуации ребенок, скорее всего, начнет смотреть на взрослого, может даже попробовать дотронуться до него, произнести свою стереотипную фразу обращения.
Таким образом, если мы передаем дозирование и контроль за комфортностью ситуации самому ребенку, он становиться более активным в установлении контакта. Необходимо помнить, что первые игровые взаимодействия надо строго дозировать.
Следует выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр., другими словами, пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию (настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела, какими средствами, а затем повторить эти действия для ребенка, не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил взрослый.
Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку, это даст возможность взрослому вызвать приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка.
Так, если ребенку понравится мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т. п. Не надо и торопиться переходить к более развернутым формам взаимодействия. Ребенок должен сначала «обжить» саму ситуацию установления контакта, опробовать свою способность вызывать другого человека на общение. Он отходит – и приближается снова, выходит в другую комнату – возвращается и снова взглядывает на вас. Иногда он может делать это опосредованно, например, бросая взгляд и улыбаясь вашему отражению в зеркале, в стеклянной или полированной дверце шкафа. Его поведение напоминает игру в прятки, точнее, игру совсем маленького ребенка : он с восторгом закрывает и открывает свое лицо.
Постепенно такую игру можно «легализовать», перейдя к ней явным образом, и тут важно, чтобы ребенок снова пережил от нее удовольствие, привык к ней, почувствовал, что сам контролирует ситуацию: дистанцию контакта, его интенсивность и длительность. Распространенной ошибкой во взаимодействии с ребенком является невольная эмоциональная фиксация педагога на неудачах ребенка и главное – неумение скрыть свои переживания.
Взрослый должен спокойно и незаметно помогать ребенку, подчеркивая его успехи и не фиксируя внимания на неудачах. Спокойная готовность помочь, вера в ребенка – необходимое условие для снятия напряженности в отношениях педагога и ребенка, приведение их к нормальным, доставляющим радость формам общения.
Это общие рекомендации по организации ситуации знакомства, установления первичного контакта с аутичным ребенком. Эти пожелания должны индивидуализироваться в зависимости от особенностей ребенка.
Если окружающая среда становится дискомфортной, то состояние напряжения возрастает, и во взаимодействии с аутичным ребенком могут возникнуть различные конфликтные ситуации.