Надежда Семенова
Правила линейной и воздушной перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Урок изобразительного искусства
по теме «Правила линейной и воздушной перспективы»
6 класс
Учитель Семёнова Надежда Константиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 города Белово» Кемеровской области
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи:
-формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы
--развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству
Публикация «Правила линейной и воздушной перспективы» размещена в разделах
-воспитание чувства красоты к окружающей природе родного края и бережного отношения к ней.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: репродукция картины Константина Дружинина «Моросит»,
репродукция картины А. К. Саврасова «Распутница»
таблица «Построение линейной перспективы»
творческие работы учителя с изображением Кузнецкого Алатау
презентация «Природа Кузбасса в картинах художников»
Музыкальный ряд: Media@online.spb.ru музыкальное произведение «Ennio morricone – Chi mai»
Оборудование для учащихся: альбом, краски, набор кистей, палитра.
I. Организационный момент.
Учитель. Что такое искренность?
На этот вопрос хочется ответить словами мудрецов, живших в древних цивилизациях.
«Искренность-признак благородства души»
Эзоп (древнегреческий мудрец) 640-560 до н. э.
«Искренность и мудрость –великое достоинство, мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать согласно с ней»
Гераклит (древнегреческий философ) 535-475 до н. э.
2. Изучение нового материала
Сообщение новых сведений
Знакомство с картиной Константина Дружинина «Моросит»
Константин Дружин работает в лучших традициях русского реалистического искусства. В своих картинах художник создает одухотворенный образ природы, будь то Курильские горы или берега Тихого океана на Дальнем Востоке, леса, поля и реки средней полосы России или виды зарубежных стран. Созвучие природы и души художника невозможно без постоянного общения с природой. Поэтому Константин Дружин много путешествует.
Особое своеобразие пейзажей Константина Дружина состоит в том, что, изображая современную природу, он умеет поведать одновременно о ее многовековой жизни, отголоски которой видны и в неторопливом течении глубоких рек, и в безлюдье лесистых далей, и в безмолвии затуманенных гор. Так Константин Дружин находит свой путь к созданию пейзажа - картины глубокого духовного содержания.
Бесконечно трудно сказать новое слово в живописи, особенно трудно это сделать в пейзаже. Натура поистине бездонна, природа победоносна и целебна для души человека, и Константин Дружин ищет новую красоту с более трепетным ощущением вечности лика Природы. Полотнам художника можно предвещать долгую и полезную жизнь.
«Для меня главное в картине – искренность» - говорит художник. Цитирую вам его слова о важности искренности в картине.
«Я не могу назвать себя профессионалом или любителем, но то, что я делаю, это от чистого сердца. Вообще, конечно, в живописи главное цвет и тон, т. е. воздух который я стремлюсь передать с помощью холста и кисти. Важнее для меня не манера, а чувства, отображающие мое настроение. Конечно, чувство без уверенности в том, что ты хочешь выразить, вряд ли могут найти отклик в душе человека. Поэтому работаю кропотливо и неустанно изо дня в день, ибо без этого невозможно создать произведение, которое меня бы удовлетворило. Ведь без удовлетворения от работы, в жизни многое теряет смысл. Я очень рад, если зритель получил удовольствие от моей работы.»
Учитель. К какому жанру искусства относится эта картина?
Что такое пейзаж?
(ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.)
Почему у художника в картине только одно яркое дерево, среди многих других?
Какими красками изображается туман в картине К. Дружинина?
Ученики. Вывод: чем ближе изображение к зрителю, тем его лучше видно. Поэтому оно ярче, чем деревья на заднем плане.
Такой процесс построения истинного пространства называется воздушной перспективой
Учитель. Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета.
Воздух, заполняя всё пространство, окутывает все предметы- то, что удалено мы видим сквозь толщину. Поэтому все предметы по мере удаления от зрителя становятся менее насыщенными, т. е. светлыми.
«Русская природа, на мой взгляд, бесконечна как вселенная» - говорит А. К. Саврасов
Изумительную искренность отразил в своей картине «Распутница» А. К. Саврасов
Почти до иллюзии убедительно, воссоздавая на холсте "свечение" природы, художник сумел выразить особую нежность, тонкость и очарование природы. Художник словно творит красоту мира прямо на глазах зрителя, создавая эффект соприсутствия. Необыкновенная красота цвета, гармония красок, яркая передача света придают волнующее и неповторимое очарование его картине.
Легкая дымка морозного тумана вдали, умиротворённые берёзы притаились в безветренной тишине, первые проталины на обочине дороги говорят нам о скором пробуждении природы от зимы.
-Как вы думаете, почему в картине широкая дорога на первом плане медленно превращается в точку?
Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта
Предметы,уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
Ученики. Вывод: линейная перспектива- это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости.
Учитель. Условия построения линейной перспективы :
Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.
Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.
ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) - учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, т. е. передать окружающий мир таким, как мы его видим
3. Сообщение темы урока
Учитель: Кто может сформулировать тему нашего урока?
Ученики. Тема нашего урока: «Правила линейной и воздушной перспективы».
Сейчас мы все вместе выяснили, что входит в понятие перспектива. Узнали виды перспективы. Условия построения перспективы.
Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы
4. Закрепление нового материала
Давайте рассмотрим применение правил линейной и воздушной перспективы в картинах современных художников, изображающих красоту Кузбасса. Кузнецкий Алатау является Жемчужиной Кемеровской области. К нам приезжают из разных стран и со всех уголков нашей страны полюбоваться великолепием природы. Мне приходилось встречаться на туристических тропах с жителями и нашего города.
Беседа по плану анализа картин современных художников
Учитель. В чём заключается искренность изображения природы?
Ученики рассказывают по желанию о каждой представленной картине по плану.
План рассказа
1Ввыражение линейной перспективы.
2Ввыражение воздушной перспективы.
3. Манера живописного письма
Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Наклониться вперёд к крышке стол -вдох. Повторить 6-раз
2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 6-раз
3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в исходное положение. Повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз.
4. Исходное положение- с идя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 6 раз.
5. Практическая работа.
Выполнить эскиз рисунка с соблюдением правил воздушной и линейной перспективы.
Самостоятельная работа сопровождается слушанием музыки.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
-контроль организации рабочего места
-контроль правильности выполнения приёмов работы.
-оказание помощи обучающимся, испытывающие затруднения.
- контроль объёма и качества выполнения знаний.
6. Итог урока.
Выставка творческих работ. Самооценка с последующим анализом творческой работы.
Домашнее задание :
Прочитать учебник: Стр. 146-147. Ответить на вопросы. Выполнить задание №3