Нина Неверова
Семинар-практикум «Путешествие в страну пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие в страну пальчиковых игр»
Актуальность.
Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус.
Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития.
Цель: приобщение родителей к развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных материалов.
Задачи:
- подвести родителей к осознанию своей роли в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
Публикация «Семинар-практикум „Путешествие в страну пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
-обогащать родительский опыт по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
-способствовать позитивному взаимоотношению между родителями и детьми.
Форма проведения: Практикум.
Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников, дети II младшей группы.
Предварительная работа: - стендовая консультация «Пальчиковые игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
- разучивание пальчиковых игр в практике.
Предполагаемый результат: - у родителей сформированы представления о значении развития мелкой моторики в развитии ребенка;
- принят предложенный опыт по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
-получили положительный опыт взаимодействия (родители и дети).
Методы и приемы Игровой метод: «Волшебный мешочек», технология М. Монтессори (рисование на манке, переливание воды)
Словесный метод: краткое сообщение воспитателя, пальчиковая гимнастика с использованием стихов, поэтапные словесные инструкции к играм; поощрения, указания.
Практический метод: изготовление шаблона самостоятельные действия ребенка руками и действия родителей руками, помощь детям.
Организационное
пространство музыкальный зал
Информационно -техническое оснащение: -аудиозапись (звук поезда, самолета, корабля, автобуса);
-цветной картон, карандаши, ножницы, прищепки;
-вывески пунктов назначения (пальчиковая гимнастика, прищепки, волшебный мешок, игры на кухне);
-волшебный сундучок, кубик, шарик, кирпичик - для детей, для родителей индивидуальные мешочки с игрушками;
-подносы по количеству участников, емкости для воды, предметы для переливания воды (ложка, «д/груша, губка, шприц и т. д.).
Раздаточный материал Книжка – малышка «Пальчиковые игры», карточки с картинками (солнце, кораблик на волнах…., цветной картон (желтый, синий, зеленый, коричневый, красный, простые карандаши, ножницы, одноразовые подносы, манная крупа…
План: 1. Игра на снятие эмоционального напряжения.
2. Актуализация темы практикума (мотивация к деятельности).
3. Путешествие в страну пальчиковых игр : станция «Пальчиковая гимнастика», аэропорт «Прищепка», остановка «Волшебный сундучок», бухта «Игры на кухне»
4. Подведение итогов (рефлексия)
Список литературы: - интернет ресурсы
Риски - активность (включенность) родителей.
Сценарий мероприятия
Дети и родители под музыку проходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые дети и родители!
Предлагаю поиграть, образуем круг и приседаем вот так.
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т. п.) сейчас.
Воспитатель. Как хорошо быть рядом детям с мамой, а мама с детьми. Правда, хорошо? (Да) Проходите, усаживаемся за столы. (Дети и родители усаживаются за столы)
- Тему нашего практикума подскажет выполненное задание: обведите детскую руку и вырежьте ее.
- Вот она, какая маленькая, хрупкая и как важно, чтобы эта ладошка стала ловкой и умелой.
Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Итак, чему посвящена наша встреча – детским ручкам, а точнее ПАЛЬЧИКОВЫМ ИГРАМ. Молодцы!
Воспитатель.
-Предлагаю вам отправиться в страну «Пальчиковых игр».
-Вы согласны? (Да)
- А на чем мы отправимся в путешествие, вам подскажет музыкальная загадка. (звучит музыка - звук поезда)
- Я буду машинист (надеваю атрибут накидка и кепка, а вы мои вагончики, (ребенок впереди мамы или папы).
- Все готовы, тогда в путь! (звучит музыка, «едем» по залу, меняя направление)
Станция «Пальчиковая гимнастика» (дети и родители рассаживаются на стульчики друг против друга).
Воспитатель.
-Ребята, покажем мамам свою любимую пальчиковую игру? (Да)
-Мамы будьте внимательны и запоминайте. (Надеваю театрализованную перчатку «Семья»)
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(растопырить ручки малыша или свои)
Примечание. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
-Повторим движения все вместе.
Разучим новую интересную игру с пальчиками. Послушайте! И запоминайте!
Слон и мышка
Слон большущий, как скала.
Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.
Мышка — нет. Она мала.
Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.
А была бы со слона.
Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.
Съела кошку бы она.
Хлопнуть в ладоши.
Повторим! Молодцы! Мамы обнимите своих малышей. Вот так!
Приготовить родителя со своей пальчиковой гимнастикой.
Сидит белка на тележке,
(разгибать поочерёдно все пальчики, начиная с большого)
Продаё т она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Воспитатель.
- Из путешествий обычно привозят сувениры – подарки, и я вам дарю книжки – малышки с пальчиковыми гимнастиками.
- Продолжим наше путешествие, а на чем вам подскажет следующая музыкальная загадка (звук самолета). Приготовится к полету: встаем друг за другом (ребенок впереди мамы или папы). Правое крыло - отводим, левое крыло – отводим, заведем моторчик д-д-д (ручки перед собой вращаем, полетели у-у –у.
Воспитатель.
-Уважаемые пассажиры мы прибыли в аэропорт «Прищепки». Проходите, усаживайтесь за столы. (Дети и родители усаживаются за столы)
-Что вы видите на столе? (Цветная бумага, ножницы, карандаши).
-Поиграем! Что бывает желтым (красным, синим? (Важно спросить у каждого столика)
-У кого или чего можно дорисовать прищепками? (Демонстрирую шаблон с зелеными прищепками – кактус)
-Уважаемые родители изготовьте шаблон, а дети его дорисуют прищепками. Приступайте к работе.
-Что у Вас получилось? (Подойти к каждому столику)
- Какие молодцы наши дети и мамы поблагодарите друг друга – обнимитесь.
Воспитатель.
-Вот еще одна игра с прищепками. Дети разбирайте прищепки, возьмите и себе и маме (папе).
-Я охотник, а вы кто? (Гуси) Как гуси будут отвечать: га – га –га, а дружнее га-га-га! Начинаем мы игру:
- Гуси, гуси!
– Га-га-га, га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Ну летите!
– Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите.
-Га-га-га.
Воспитатель.
-Какие вы все молодцы! У вас здорово получилось.
Шаблоны остаются Вам в подарок.
Продолжаем наше путешествие (Да)
Отгадайте музыкальную загадку. (Звук парохода)
- Я буду капитаном (Надеваю атрибут бескозырку, проходим на борт корабля, (ребенок впереди мамы или папы).
Бухта «Волшебный сундучок» усаживаются полукругом на стульчики
Воспитатель.
- Что здесь лежит? Сундучок 2 кубика, 2 шарика, 2 кирпичика (все показываю)
-Сначала я поиграю с малышами.
- Сейчас я спрячу все в сундучок. Спрятала? (Да) Ваши ручки будут помогать в сундучке их искать.
- Саша, найди кубик? (Показываю кубик, предметы возвращаются обратно)
- Саша, что ты нашел? (Кубик) Сравниваю с образцом)
- Что ты хочешь найти Соня в мешочке? и т. д.
Сейчас задание для мам: не заглядывая в мешочек узнать, что там спрятано.
(раздаю каждому родителю мешочек с игрушкой)
-Похвалите друг друга.
Продолжаем наше путешествие (Да)
Отгадайте музыкальную загадку. (Звук автобуса) двигаются парами
Я буду водителем (беру в руки руль, проходим в автобус, (ребенок с мамой или папой за руку).
Остановка «Игры на кухне» проходят, усаживаются за столы
Воспитатель.
Начинаем мастер-класс.
Проходите, не стесняйтесь,
За столы располагайтесь.
Будете с крупой играть
И картины создавать.
- Я вам буду показывать изображение, а вы будете рисовать…
Солнышко, волны, домик.
- Что еще можно нарисовать?
-Молодцы, вы настоящие фантазеры.
-Как называется наша остановка? (Игры на кухне)
-С чем ваши дети любят играть на кухне? (Подвести к ответу вода)
-Игры с водой – одна из любимых забав детей и они полезны для развития мелкой моторики.
Вашему вниманию представлю варианты игр с водой: для организации игр с водой необходим поднос и две емкости, переливать можно: ложка, губка, шприц, пипетка).
-Мамы (папы) подготовьте рабочее место для детей: берем поднос, 2 емкости, в одну наливаем воду, подношу детям поднос с предметами для переливания – дети выбирают.
Итог.
Воспитатель.
-Я очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребёнка. И в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому малышу активно развиваться, тренировать руку, и в будущем, хорошо подготовиться к школе. Желаем Вам успеха!
Рефлексия
Сейчас я хочу узнать у вас, уважаемые родители и дети, какая станция понравилась, запомнилась вам больше всего. (обращаю внимание на мольберты)