Жучкова Ульяна
Практикум «Совместная деятельность с детьми посредством развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель практикума :
Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности через развитие мелкой моторики;
Практическая : показать использование заданий на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи, в различных видах деятельности.
Тема нашего сегодняшнего практикума :
«Совместная деятельность с детьми через развитие мелкой моторики».
Публикация «Практикум „Совместная деятельность с детьми посредством развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики.
«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
М. М. Кольцовой в своих исследованиях доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша и благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Л. В. Фоминой выявила общую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1) Выполнение упражнений с ритмическими движениями пальцев индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Ребенок учится концентрировать свое внимание.
4) Выполнение упражнений, сопровождая их короткими стихотворными строчками, делает речь более четкой, ритмичной, яркой.
5) Развивается память ребенка, в запоминаниях определенных положения рук и последовательность движений.
6) У ребенка развивается воображение и фантазия.
7) При регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а также облегчит овладение навыком письма.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с раннего возраста.
Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у ребенка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:
- «Идет коза рогата.»;
- «Пальчик-мальчик, где ты был?»;
- «Сорока-сорока»;
- «Ладушки-ладушки»;
- «Этот пальчик дедушк» и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Сегодня мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.
К традиционным относятся:
• пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
• пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.
• Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, колечки, застежки, мозайка и тд.
• Изобразительная деятельность : лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала, работа с пластилином.
К нетрадиционным относятся:
• Игры с массажными мячами. Такой мячик благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев. Массировать нужно как кончики пальцев, так и всю ладонь, перекатывая, перекладывая мячик.
• Су-Джок массажеры.
• шарики Марблс.
• Игры с прищепками. Поочередно кусать пальчики бельевой прищепкой или нанизывать на веревочку, на картинку.
• Рисование манкой на подносе, в световой песочнице.
• Игры с грецкими орехами.
• Массаж ладоней еловыми и сосновыми шишками.
• Игры с шестигранными карандашами.
Такой массаж и игры будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности :
• Продуктивная деятельность
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная деятельность
• Прогулка
• Утренняя гимнастика
• Самообслуживание
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т. е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т. д.).
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено педагогом (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
2 часть: практическая
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.
(«мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку на сердце», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло», «глаза боятся – руки делают»)
2. Рассказать стишки с помощью рук.
1 команда:
Дружные пальчики
Эти пальчики щипают (больш. и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют (указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга).
Эти - тихо подремать (безымянный и мизинец прижимаем к ладони).
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца).
2 команда:
Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! (шагают пальчиками по столу)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, (начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.
4. Из «Чудесного мешочка» капитаны команд достают предмет (грецкий орех, колючий «коврик»). Необходимо придумать сказку с этим предметом, развивающую мелкую моторику руки.
6. Выполнение графического диктанта.
Цель: учим ребенка рисовать простые узоры по клеточкам.
Материал: распечатанные листы с заданием, цветные карандаши
задание:
1 вариант-ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2 вариант-диктуем последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты можно дополнять загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.
7. Рефлексия - Игра «Закончи предложение».
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»
«Я впервые услышала о …»
Итог практикума
Системная работа в этом направлении позволяет достичь хороших результатов в логопедической коррекции. Кисть детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.