Елена Хващевская
Практикум по игровым технологиям в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать всех присутствующих в нашем дошкольном образовательном учреждении. Сегодня мы с вами проведем практикум под названием «Организация игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ». Вы станете активными его участниками, погрузившись в атмосферу детства и игры. Перед каждым из вас на столах лежат листы под названием «Мои ожидания». Вам нужно их заполнить. Ответьте на поставленные вопросы и отложите на край стола (участники заполняют листы).
Публикация «Практикум по игровым технологиям в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Ни для кого не секрет, что вышеназванные понятия «детство» и «игра» неразделимы. В ходе игры дети познают свойства предметов, действия с ними и отношения между людьми. Помимо этого, развиваются отдельные психические процессы и формируется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Развивается мотивационно-потребностная сфера и способность к сопереживанию, формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии.
Поэтому ребенок не может существовать без игры, и мы, взрослые, сопровождаем его в ходе игровой деятельности.
С чего начинается игра? Конечно, же, со знакомства ее участников. И сейчас мы с вами тоже «познакомимся». Я попрошу всех присутствующих встать в круг. (Участники формируют круг) Игра называется «Снежный ком». Сейчас я буду передавать по кругу мяч, а тот участник, у которого он окажется в руке, будет называть свое имя и любимое занятие. Следующий участник должен назвать сначала предыдущего игрока, а затем себя. И так по кругу. В итоге все должны познакомиться со всеми.
«Снежный ком»
Ведущий, передавая предмет (мяч) следующему участнику, говорит: «Меня зовут…Больше всего на свете я люблю…». Мяч идет по кругу, пока участники не назовут себя и свои любимые занятия. Затем все называют всех и их любимые занятия.
Утро в детском саду начинается с зарядки, поэтому я прошу никого не уходить из круга, мы сейчас проведем с вами несколько мини-игр для повышения тонуса, зарядимся хорошим настроением.
Возьмитесь за руки и представьте, что все мы – это одно большое животное. Когда оно делает вдох, мы делаем 1 шаг в круг, когда выдох – то 1 шаг из круга. Итак, «Вдох, выдох» (3-4 раза). Молодцы!
А теперь поработаем пальчиками. Повторяйте все движения и слова за мной.
- Раз, два! (кулаки сгибаются и разгибаются)
-Три, четыре! (кулаки сгибаются и разгибаются)
-Мы сидели на квартире! (хлопаем в ладоши)
-Чай пили, булки ели! (кулаки сгибаются и разгибаются)
-Позабыли, с кем сидели! (хлопаем в ладоши (можно провести 2-3 раза)
А теперь посмотрим, как вы ориентируетесь в пространстве.
Выполняйте движения вместе со мной и повторяйте слова:
-Ручку правую на плечо! (Правая рука на плече,
-Ручку левую на бочок! (Левая рука на боку,
-Ручки в стороны, ручки вниз! (Движения сопровождают слова)
-И направо повернись (Поворот вправо вокруг своей оси).
-Ручку левую на плечо! (Левая рука на плече,
-Ручку правую на бочок! (Правая рука на боку,
-Ручки вверх, ручки вниз! (Движения сопровождают слова)
-И налево повернись! (Поворот влево вокруг своей оси) (2раза)
«Вей, вей, ветерок»
-Вей, вей, ветерок! (размахивать руками вперед-назад)
-Натяни парусок! (движения руками сверху вниз).
-Машет крыльями береза (качать руками справа налево)
-Расцветает василек (изобразить распускание цветка из бутона)
Очень хорошо! Вы все молодцы! А теперь наша игровая деятельность продолжится за столами.
Участники рассаживаются за столы в произвольном порядке.
Ведущий:
- Для начала проведем с вами разминку.
«Цепочка ассоциаций»
1-й игрок говорит : «Родина»; 2-й «город»; 3-й «столица»; 4-й «Москва» и т. д.
Ведущий:
-А сейчас несколько «хитрых» задачек (выявляют внимание, слуховую память, уровень развития мышления) :
«Логические задачи»
1) «Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти через реку?» (по льду)
2) У какой птицы на крыльях звезды? (У стальной, у самолета)
3) Когда человек может двигаться со скоростью машины? (Когда он едет в этой машине)
4) Автобус ехал в Красноярск, ему навстречу еще 2 автобуса. Сколько автобусов приехало в Красноярск(1)
5) По чему летают бабочки? (По воздуху)
6) Для чего пауку крылья? (У паука нет крыльев)
7) Кто выше прыгает: муха или комар? (Эти насекомые не прыгают)
8) Как Иванушка-дурачок выполнил задание: переплыви реку и выйди из воды сухой? (Сварил уху и вышел с ухой)
9) Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
10) Бабушка угостила Машеньку, Манечку, Марусеньку пирожками. Сколько пирожков дала бабушка? (1)
11) Петя и Миша носят фамилии Белов и Чернов. Какая фамилия у каждого из ребят, если Петя на 2 года старше Белова? (Петя Чернов, Миша – Белов)
12) У 3 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
Ведущий:
-А теперь займемся конструктивной деятельностью. Для начала поработаем в парах. Вам будет предложена методика «Варежка». Она дает возможность выявить, насколько дети (а также взрослые) готовы к сотрудничеству. В частности, могут ли они работать в диаде.
Каждому дается трафарет варежки, который необходимо раскрасить. У двоих участников должен получиться комплект варежек, левая и правая. Время на выполнение – 5 минут. Затем комплекты варежек рассматриваются, дается их оценка, можно их сфотографировать.
Ведущий:
-Дальнейшая наша работа предполагает работу в микрогруппах по 4 человека. 4 группы – это 4 команды, они же 4 семейки.
«4 семейки»
Участники разбиваются на группы – семейки:
1) «Золушки» - разобрать гречку и рис в отдельные тарелки;
2) «Строители» - построить из цветных палочек архитектурное сооружение;
3) «Швеи» - «соткать» из цветных фигурок орнамент;
4) «Художники» - закрасить 1 фигуру (например, слона) в разном направлении
Время на выполнение задания – 5 минут.
Затем оценка результатов и фотографирование их.
Ведущий:
-Следующая игра - «Цветная сказка»
«Цветная сказка»
Каждой группе дается цветная коробочка (фигурка). Задача участников – сочинить цветную историю (сказку). Время на подготовку – 5 минут.
Оценивание сказки. Обсуждение.
Ведущий:
- Дальнейшая наша работа пройдет следующим образом : мы сейчас соединим наши столы так, чтобы у нас получились 2 подгруппы (столы соединяются). Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку, если он агрессивный?» Вы должны дать рекомендации, которые будут способствовать эффективному взаимодействию с ребенком. 1 подгруппа адресует свое выступление родителям, 2 – педагогам. Время на подготовку – 3 минуты. Затем выступления.
«Прямой эфир»
Ведущий:
Мы с вами немного засиделись, поэтому сейчас опять подвигаемся. Игра называется «Чем мы похожи?». Участникам предлагается вызвать из-за стола одного из присутствующих на основе какого-либо сходства с собой (цвет одежды, волос, глаз; общие интересы, увлечения). Затем вызванный участник вызывает следующего по сходству. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выйдут из-за столов.
После выхода всех игроков ведущий просит их рассчитаться на «первый-второй». Таким образом образуются пары участников и проводится игра «Волшебные палочки»
Участникам предлагается встать в пару и взять карандаш, держа его только указательными пальцами. Затем пары пробуют вместе присесть, наклониться вправо или влево, поднять руки вверх, подпрыгнуть. Выбывает та пара или пары, которые не смогли удержать карандаш. Игра ведется до тех пор, пока не останется только одна пара. Аналогичное упражнение можно предложить четверкам, шестеркам.
Ведущий:
А теперь разделимся на микрогруппы по 5 человек и сыграем в игру «Пять добрых слов»
Участникам предлагается обвести свою ладонь на бумаге, подписав ее своим тренинговым именем, и передать соседу справа. Каждый из участников группы, получив «ладонь» соседа, пишет на одном из «пальчиков» привлекательное для него качество личности того, чья ладошка нарисована на листе и передает ее следующему в подгруппе. Когда все ладошки будут подписаны, рисунок попадает к ведущему. Ведущий зачитывает характеристики, написанные на «ладошках», не называя имен, а группа угадывает владельца «ладошки». Из рисунков делают общую картину на листе ватмана, используя карандаши, краски, клей.
Ведущий:
Время неумолимо бежит, и наш практикум тоже подошел к концу. Посмотрите на листы ваших ожиданий, которые вы заполнили в начале нашей встречи. Сравните то, что вы там написали с тем, что вы сейчас ощущаете. Оправданы ли ваши ожидания? И ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов:
1) Что вы сегодня узнали как педагоги, психологи, специалисты?
2) Как это происходило?
3) Зачем вам это нужно?
Проходит обмен мнениями и участники прощаются.