Валентина Медведева
Практикум «Использования практического материала для развития дыхания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум
«Использования практического материала
на развитие дыхания детей младшего дошкольного возраста»
[/b]
Воспитатель:
Медведева Валентина Викторовна
Слайд №1
Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Отдельного внимания заслуживает элемент коррекционной работы, направленный на укрепление здоровья детей, а именно: система упражнений для правильного дыхания или дыхательная гимнастика.
СЛАЙД № 2
Дыхательная гимнастика - это определённая последовательность дыхательных упражнений.
Цель: развитие умения управлять своим дыханием.
Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.
СЛАЙД № 3
Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и младшей группе являются:
формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей группы, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
развитие артикуляционного аппарата (для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
обогащение крови кислородом;
тренировка дыхательной мускулатуры;
предотвращение разрастания аденоидов;
защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).
СЛАЙД № 4
Требования к проведению дыхательной гимнастики
Проведение дыхательных упражнений в младших группах основывается на требованиях к организации этого вида работы, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС):
Выполнять упражнения можно не раньше, чем через час после еды.
Гимнастика для дыхания в первой и второй младших группах проводится трижды в неделю в течение 5 минут с 2–3 повторами комплекса из 2–3 упражнений.
Работа также может организовываться в заключительной части физкультминутки (тогда длительность выполнения упражнений сокращается до 1 минуты) или вместо неё в процессе занятия, на прогулке, если этому способствуют погодные условия, а также при проведении утренней зарядки или гимнастики после сна.
Помещение должно быть предварительно проветрено, однако воздух не должен быть холодным.
Вдохи и выдохи должны быть плавными, нерезкими.
Мышцы шеи, плечевого пояса и груди не должны быть напряжены.
Перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться.
Если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.
СЛАЙД № 5
Виды проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ
Для малышей 1,5–3 лет актуальными будут упражнения на:
имитацию звуков
ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу. (летит самолёт)
чередование вдоха и выдоха в определённом ритме;
вдох- п-п-п-п-п (на выдохе)
сдувание лёгких бумажных фигурок ватных шариков, с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги с ладошки.
Очень хорошо подойдут мыльные пузыри, можно использовать просто бумажные салфетки.
Очень важно помнить о том, что выдох выполняем не сгибаясь, только в прямом положении тела.
СЛАЙД № 6
Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.
Речевые приёмы
Тренировка ритма вдоха и выдоха позволяет отрабатывать звуки, что имеет существенное значение для ребят младших групп, которые только начинают говорить, и произношение звуков у них нечёткое. Но важность словесных приёмов этим не ограничивается, так как:
Дети слышат монолог педагога, объясняющего задание, и закрепляют в сознании образец построения высказывания, то есть речевую модель.
Посмотрите какой цветочек мы сделали. Нужно, чтобы вдох был носом. Попросим ребенка понюхать цветок. Понюхаем его. Ах, как пахнет!
Ребята вовлекаются в совместную деятельность при помощи мотивирующих рифмовок, которые связаны с тематикой упражнения (например, перед выполнением упражнения «Часики» можно зачитать рифмовку «Часики вперед идут, За собою нас ведут: тик-так, тик-так!»
Внимание малышей привлекается загадыванием загадок, связанных с названием упражнения (так, отгадать названия упражнения «Петушок» можно при помощи загадки: — «Кто рано встаёт, голосисто поёт, деткам спать не даёт?»).
Наглядные приёмы
В младших группах дыхательная гимнастика сопровождается иллюстрациями, (показать) игрушками связанными с названием упражнения. Кроме того, наглядность в контексте проведения гимнастики для дыхания представлена приёмом демонстрации: педагог обязательно показывает порядок выполнения упражнения.
Атрибуты для проведения гимнастики
Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты. Для такого несложного реквизита можно завести специальную коробочку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх.
Регулярное выполнение ряда дыхательных упражнений в младшем дошкольном возрасте является отличным способом коррекции и профилактики речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
СЛАЙД № 7
Вспомним технику выполнения дыхательных упражнений.
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
СЛАЙД № 8
Предлагаем несложные упражнения для правильного дыхания, которые можно выполнять дома, в детском саду и на прогулке.
СЛАЙД № 9 (видео говорилки и часики)
СЛАЙД № 10,11
Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи:
«Подуем на султанчики», «Снегопад», «Листопад», «Закати шарик в ворота», «Подуй на чашку с чаем», «Футбол» и др.
СЛАЙД № 12 видео
СЛАЙД № 13 спасибо за внимание.