Оксана Самойленко
Практикум для родителей «Мамины уроки»
▼ Скачать + Заказать документы
Оксана Самойленко, учитель-логопед
Практикум для родителей «Мамины уроки».
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи, обеспечить преемственность между семьёй и ДОУ.
Задачи:
1. Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми знаниями для практической деятельности с малышами дома.
Публикация «Практикум для родителей „Мамины уроки“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
2. Обучать родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
3. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться родителями дома.
4. Наладить тесный эмоциональный контакт между родителями и ребёнком в процессе совместной игровой деятельности, упростить процесс социальной адаптации ребёнка в коллективе.
Актуальность
Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно. Поэтому специалисты нашего сада используют различные приемы, методы работы с родителями.
Практикум организован для неравнодушных родителей, которые считают, что развивать ребёнка необходимо с раннего возраста. «Ранним развитием» называют интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте. Многие авторы считают, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное. Дело в том, что за последние 20–30 лет изменились общепринятые нормы. Раньше почти все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок. Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6–7 лет). А до этого они, как правило, посещают детский сад.
Раннее развитие подразумевает активную позицию матери (ведь именно она проводит с малышом больше всего времени) по отношению к ребенку в первые годы жизни. Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить и гулять с ребёнком, необходимо его развивать. Начинать развивающие занятия с малышами нужно как можно раньше, ведь для развития многих способностей «после трёх уже поздно».
Практикум проводится в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий. Работа проводится в тандеме – учитель-логопед и музыкальный руководитель.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. А в условиях семьи и в родительских группах, являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.
Характерной особенностью практикума «Мамины уроки» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с малышами в весёлую обучающую игру. Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни.
Систематически проводя практикум «Мамины уроки» с родителями, мы смогли найти, ту ниточку взаимодействия, которая помогает всем нам идти к одной цели, повышает эффективность коррекционно-развивающего
воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка нашего детского сада. Практикум является хорошим помощником в работе с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
План:
Октябрь
Тема: Давайте знакомиться
Занятие с логопедом
1. «Будилочка» - игровой массаж.
2. «Умывалочка» - речевая игра.
3. Игры с мячиком Су-джок.
Музыкальное занятие
1. «Здравствуйте» - коммуникативная игра.
2. «В нашей группе» - коммуникативная игра – знакомство.
3. «Ёжик» - песня.
4. «Каблучок» - хоровод.
Ноябрь
Тема: Пальчиковый тренинг
Занятие с логопедом
1. Массаж кистей и пальцев рук по Иосиро Цуцуми.
2. Су-джок терапия.
3. Презентация «Ловкие пальчики».
Музыкальное занятие
1. «Здравствуй, небо голубое!» - коммуникативная игра.
2. «Зайчик» - песня.
3. «Мамочки и папочки» - хоровод.
Декабрь
Тема: Послушный язычок.
Занятие с логопедом
1. Самомассаж «Игра с ушками».
2. Артикуляционная гимнастика «Блинчик», «Улыбка», «Хоботок», «Трубочка», «Иголка», «Часики», «Лошадки», «Качели», «Вкусное варенье».
Музыкальное занятие
1. «Здравствуй, друг» - коммуникативная игра.
2. «Зимушка» - песня.
3. «Шутка» Моцарт - игра на музыкальных инструментах.
Январь
Тема: Игрушки.
Занятие с логопедом
1. Артикуляционная разминка «Лягушка».
2. Мыслительная разминка «Волшебный мешочек».
3. Пальчиковая разминка «Куклы Катины сидят».
4. Дыхательная разминка «Подуем на перышки».
5. Мыслительная разминка игра «Собери все.».
6. Слуховая разминка «Узнай игрушку».
Музыкальное занятие
1. «Колокольчики звонили» - игра на музыкальных инструментах.
2. «Колокольчик мой красивый» - песня – танец.
3. «Веселятся крошки» - танец в парах.
Февраль
Тема: В гостях у Лунтика.
Занятие с логопедом
1. Артикуляционная разминка «Лягушка, хоботок, качели».
2. Умственная разминка «Разрезные картинки».
3. Пальчиковая разминка «Помощники».
4. Дыхательная разминка «Остуди чай».
5. Слуховая разминка «Что звучит?».
6. Мыслительная разминка «Четвёртый лишний».
Музыкальное занятие
1. «Здравствуйте, Ладошки!» - коммуникативная игра.
2. «Покажите все ладошки» - танец.
3. «Кулачки и ладошки» - ритмическая игра.
Март
Тема: Домашние животные.
Занятие с логопедом
1. Артикуляционная разминка «Кошечка».
2. Дидактическая игра «Кто спрятался».
3. Пальчиковая разминка «Козочка рогатая».
4. Дыхательная разминка «Весёлый ветерок».
5. Умственная разминка «Найди друга».
Музыкальное занятие
1. «Ириски от киски» - пальчиковая игра.
2. Песня «Серенькая кошечка».
3. «Давайте танцевать» - танец – игра.
Апрель
Тема: Уроки Совуньи.
Занятие с логопедом
1. Артикуляционная разминка «Колобок, «Трубочка», «Мячик».
2. Дидактическая игра «Мой, моя, моё».
3. Пальчиковая разминка с массажным кольцом «Будем пальчики считать».
4. Умственная разминка «Большой, маленький».
Музыкальное занятие
1. «Платочек» - танец-игра.
2. «Бубен» - музыкально-ритмическая игра.
3. «Солнышко и дождик» - музыкально-ритмическая игра.
Май
Тема: Итоговое. «Весенний лес».
Занятие с логопедом
1. Артикуляционная разминка «Лошадка», «Улыбка», «Трубочка», «Киска».
2. Дыхательная разминка «Бабочки».
3. Фонопедическое упражнение «Развиваем голосок».
4. Динамическое упражнение «Лисичка».
5. Ритмическая игра с ложками.
Музыкальное занятие
1. «Ну-ка, все встали в круг» - коммуникативный танец.
2. «Солнышко встало» - коммуникативная игра.
3. «Солнышко» - игра.
Практикум для родителей «Мамины уроки».
Тема: «Игрушки».
Занятие с логопедом.
Организационный момент
Дети вместе с мамами сидят на ковре по кругу.
Артикуляционная разминка
Совместно с логопедом выполняются упражнения «Лягушка», «Трубочка», «Лягушка — трубочка», «Качели».
Мыслительная разминка
Логопед (показывает «волшебный мешочек»). Отгадайте, что в «волшебном мешочке» лежит? (Мяч, пирамидка, кубик.)
Логопед обтягивает силуэт игрушки салфеткой и предлагает узнать игрушку (если дети затрудняются, можно дать описательную характеристику предмета). Дети более младшего возраста достают игрушку из мешочка, отвечают на вопрос: «Что это? Покажи!».
После того как все игрушки узнаны и расставлены на столе, логопед предлагает еще раз назвать игрушки.
Игрушки любят играть в прятки. Мы сейчас назовем их еще раз, когда я спрячу одну игрушку под салфетку. Закрывайте глазки.
Логопед прячет игрушки по очереди, если дети затрудняются ответить, можно вновь обтянуть игрушку тканью салфетки.
Пальчиковая разминка
Логопед. Вот сколько у нас игрушек, давайте их посчитаем. Приготовили наши пальчики.
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:
Дети попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Два медведя, Буратино, и веселый Чиполлино, и котенок, и слоненок.
1, 2, 3, 4, 5. Загибают пальчики, начиная с большого.
Помогаем нашей Кате Разгибают пальчики, начиная с большого.
Мы игрушки сосчитать. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Дыхательная разминка
Логопед. Превращаемся в ветер, дуем на пёрышки.
Дети дуют на пёрышки.
Мыслительная разминка
Логопед. Плохой мальчик сломал игрушки. Давайте их починим.
Достает разрезные картинки из двух частей. Дети собирают картинки.
Игра «Собери все.»
На полу разложены картинки с изображением игрушек.
Логопед. Ребята, помогите мне собрать игрушки (кубики, мячики, машинки).
Дети выполняют. Каждый показывает, что он собрал.
Слуховая разминка
Игра «Узнай игрушку»
Логопед кладет картинку с изображением барабана и музыкальный инструмент барабан.
Логопед. Дети, что это?
Дети. Барабан.
Логопед. Барабан стучит: бум-бум (стучит по барабану)- Дети повторяют звук. Так же обыгрываются колокольчик, дудочка, погремушка.
Игрушки я спрячу за ширмой, а картинки оставлю на столе.
(Стучит в барабан, звенит в колокольчик.) Какая игрушка звучит?
Дети отвечают и показывают картинку.
Итог занятия
Оценка деятельности детей.
Занятие с музыкальным руководителем.
Колокольчики (игра на музыкальных инструментах)
Колокольчики звонили - дили-дили, дили-дили.
Колокольчики будили - дили-дили, дили-дили.
Всех жучков и паучков, и красивых мотыльков.
День - день, день - день, Не проспите новый день!
Колокольчик мой красивый
Колокольчик мой красивый
Небольшой, небольшой.
Колокольчик мой красивый
Вот какой, вот какой - 2 раза
Проигрыш
А теперь наш колокольчик
Не звенит, не звенит.
Тихо, тихо на ладошке
Крепко спит, крепко спит - 2 раза
Проигрыш
Все подняли колокольчик
Высоко, высоко.
Покружились, покружились
Мы легко, мы легко - 2 раза
Веселятся крошки
Хлоп- хлоп, хлоп- хлоп, хлопают ладошки!
Тук - тук, тук - тук, веселятся крошки!
У - ух, у - ух, покружились,
У - ух, у - ух, поклонились.
Хлоп- хлоп, хлоп- хлоп, хлопают ладошки!
Топ - топ, топ - топ, веселятся крошки!