Куприна Елена Павловна
«Путешествие в мир сказок». Семинар-практикум для воспитателей. Уроки творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ. Вызвать интерес к русским традициям.
Задачи:
1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей. Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;
Публикация «„Путешествие в мир сказок“, Семинар-практикум для воспитателей, Уроки творчества» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2.. Познакомить с технологией ознакомления театральной куклы, используя в работе деревянную лопатку;
3. Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения. Заинтересовывать и побуждать творческих людей к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театральной деятельности для детей дошкольного возраста.
Аннотация: Участниками семинара-практикума являются воспитатели, раскрывается значение сказки, жизни ребёнка и какие сказки предпочтительно читать детям разного возраста. Выполняются задания с помощью иллюстрации. Составляют самостоятельно по опорным знакам сказку, что способствует в дальнейшем придумывании сказок своими детьми.
I часть (теоретическая)
Развитие творческого потенциала личности ребенка является одной из приоритетных задач современного образования. Однако педагогу не предоставляется возможности присмотреться к детской индивидуальности и развить ее в должной степени по причине увеличения количества детей в группах (классах) и др. В связи с этим возникает потребность в использовании эффективных методов и средств развития творческих способностей детей, рассчитанных на большую аудиторию участников.
С чего же начинается развитие творческой личности? С народных потешек, прибауток, стихотворений и, конечно же, сказок. Дошкольный возраст, как утверждают психологи, - это возраст сказки. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве.»или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать.» и ребенок уже покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.
Ореол тайны и волшебства – это качество свойственное всем сказкам. Волшебная сказка, как живой организм – в нем все дышит и в любой момент может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку ребенок «вживается» в повествование. Он идентифицирует себя с главными героями, при этом развивается способность ребенка децентрироваться - вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Развитие творческой личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснётся с ней, путешествуя по сказочным дорогам, переживая удивительные приключения и превращения, встречаясь со сказочными существами.
II часть (практическая)
Задание 1. Назовите творческие методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты.
Примерные варианты ответов:
Знакомые сказки в новых обстоятельствах
Коллаж из сказок
Сказка от разных форм малого фольклора (стишков, загадок, потешек, кричалок и пр.)
Сказка от странных историй
Сказка от фантастических явлений
Случайные сказки
Сказка о бытовых предметах
Сказка от «живых» капель и клякс
Сказка о чудовищах
Сказка по смешанным образам
Сказка продолжается
Изменение ситуации в знакомых сказках
Перевирание сказки
Сказка по – новому
Бином фантазии
Эксперименты в сказках
Цветные сказки
Семейная сказка
Сериал в сказке
Сказки о любимых игрушках
Из сказки убежали все глаголы (существительные)
Моделирование сказок
Сказки к волшебным рисункам
По следам к сказке
Гороскоп и сказки
Сказки про самого себя и др.
Задание 2. Сказка – шумелка (автор Е. Железнова). Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.
Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Если позволяет количество участников можно разделиться на две команды. Задание для команд: исполнить сказку - шумелку лучше команды соперников
Мышиная история
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ).
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки, (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (ДУЕМ В БУТЫЛКУ).
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Заяц в лесу.
Жил-был заяц – трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ). Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ). Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ). А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца – и скок в воду (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ).
3. часть (мини-лекция)
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор-устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок, песенного искусства.
Центральном компонентом устного народного творчества является сказка. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем. Что родители не читают сказки. А ведь это важно! В сказках дети находят частички своей души. Кроме того сказки вселяют в ребёнка надежду.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребё нок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевна, солдатами. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. Вместе с героями сказки пытается отличить добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будет воображением малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самых сложных ситуаций. Сказка-это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность, расширяется словарный запас.
Ведущий: В сказке много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Давайте их вспомним.
Примеры:
-Сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок.
-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-Кашу кушай, а сказку слушай.
-Близко ли, далеко ли-низко ли, высоко ли. \
-Тише травы-ниже воды.
-Ни в сказке сказать-ни пером описать.
4 часть (составление сказок по опорным знакам) МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения-развитие памяти, мышление, внимания, воображения.
Мнемотаблица-это схема, в которую заложено определённая информация.
При помощи данных мнемотаблиц воспитатели отгадывают зашифрованную сказку.
Данная мнемотаблица помогает детям с легкость заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы помогают детям запоминать скороговорки.
Дети учат стихитворение «Петушки распетушились…»
5 часть (практическая работа)
Изготовление кукольного театра на деревянных лопатках
Материалы и инструменты: деревянная лопатка, иголка, ножницы, нитки, ткань для платьев, гуашь, кисточка, клей.
Пошаговый процесс работы:
1) При помощь гуаши и кисточки раскрашиваем лопатку (будущего персонажа);
2) Из нужной ткани вырезаем ушки, рога, гребешок и тд. ;
3) Сложить ткань пополам и прошить прямоугольник по большой стороне (под этим платьем будет спрятана рука кукловода);
4) Получившееся платье надеваем на лопатку с помощью иголки и нитки закрепляем его на шею куклы;
Наш персонаж готов!
Технология изготовления данных кукол очень проста, ей может овладеть любой желающий. Процесс создания очень увлекателен. Пусть ваших руках рождаются новые сказочные герои, которых обязательно полюбят ваши дети. А в руках нашего коллектива родились и теперь живут в театральном уголке вот такие герои.
Дети с интересом прослушали сказку «Зимовье зверей». Теперь они играются с героями, фантазируя и придумывая свои сказки и истории.
]