Татьяна Корнеева
Практикум для родителей «Каждому возрасту своя игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
2. Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек
Темочки:
Конечно же мы все понимаем, что развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувств, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки, невиданные и незнакомые. Как сориентироваться в огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку?
Как раз в этом и попробуем с вами сегодня разобраться.
I. Как сейчас выбирают игрушки.
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.).
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
(с показом слайдов)
II. В целом, весь имеющийся массив игрушек можно условно разделить на две группы
1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами. (Имитируют объекты «взрослой» жизни (куклы, машинки, кукольная посуда, домики, игрушечные инструменты — лопатки, молоточки, ведерки и т. д.).
2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Другие представляют достаточно абстрактные элементы для «создания» новых объектов: конструкторы, трансформеры, кубики, мячи, палки и т. д.
III. Разберемся в значении некоторых игрушек в развитии ребенка.
1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т. д.).
Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры
Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.
Значение куклы: Это прежде, всего средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину.
Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.
Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.
У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, коротенький носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла получает имя от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.
У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета.
Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. также характерны по своей внешности (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др., но они несут в себе заданность образа поведения,стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка эталонного поведения. Поэтому Буратино и Белоснежка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас и Колдунья плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои сказок любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.
2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся : технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.
3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO".
4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек : матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.
5. Мягкие игрушки
Мягкие грушки тоже необходимы детям, они очень полезны для развития ребёнка. Но, если в какую-нибудь мягкую козу вставлено определённое пение (жмёшь – и она поё т: «Жил был у бабушки серенький козлик», то резко ограничивает возможность игры с ней. Ребёнок может только нажимать и слушать. Это интересно только для 8-9 месячных детей, которые соотносят своё нажатие с прослушиванием. Больше ничего с ней делать нельзя. Если это просто был какой-нибудь серенький козлёночек, его можно было бы кормить, придумывать вокруг него множество сюжетов.
Размер имеет значение
Очевидно, что мягкая игрушка нужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённые ограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам или использовать в качестве кресла, подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно действовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см, чтобы малышу удобно было свободно действовать с ней.
Плюшевые актеры
Наиболее распространённый и подходящий вид игры с мягкими игрушками – это так называемая режиссёрская игра, в которой ребёнок сам действует и говорит за своих героев. Игрушки выступают в ней в качестве актёров, которыми как режиссёр управляет и руководит ребёнок. Под его руководством, в его руках зайчики, собачки и мишки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и содержание такой игры создаёт сам ребёнок, который выступает в них как режиссёр. Это может быть и проигрывание известных детских сказок – "колобок", "теремок", "репка" - в которых в качестве главных актёров выступают известные всем звери. Желательно сначала помочь малышу подобрать "компании" таких зверей и для разных сказок вместе с ним воспроизвести знакомый сюжет.
Корова с крылышками?
Конечно, игрушечный зверёк должен быть по возможности симпатичным и обаятельным. Но это не главное, тем более, что представления о привлекательности ребёнка и взрослого сильно различаются. Важно, чтобы игрушка вызывала у ребёнка чёткий, непротиворечивый и понятный для него образ, чтобы он легко мог узнать и назвать, кто это – зайчик, слон или медведь. Этот образ подсказывает малышу характер действий героя его игры – как он ходит (прыгает или переваливается, что любит кушать, как разговаривает. В последнее время в связи с появлением новых видов "животных" – драконов, динозавров, инопланетян – эти вопросы становятся проблематичными. Порою даже взрослый с трудом может узнать и назвать какого-нибудь игрушечного животного. Корова с крылышками, мишка с головой собачки или верблюд с телефоном на спине не вызывают чёткого однозначного образа в сознании ребёнка, поэтому малышу непонятно, что с этими игрушечными зверями можно делать и как с ними играть.
Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактурыигрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сора-дость.
Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра диафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд, обязательно берут с собой медведей, собак, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.
6. Классической и самой удачной игрушкой для детей всех народов и возрастов считается – мяч. С ним можно играть в бесчисленное количество игр.
IV. Антиигрушки.
1. Технологические насыщенные игрушки.
Сейчас родители стремятся приобрести игрушки, всё более технологически оснащённые. Они и разговаривают, и танцуют, и даже развиваются по определённой, заранее заложенной в них программе: все эти роботы-собачки, фактически моделируют процесс естественного развития, в этом ничего хорошего. Функция игрушки – это развить ребёнка, служить опорой развития каких-то его способностей. И эти способности должны именно в ребёнке развиваться. А чем более технологизирована игрушка, тем более она забирает на себя детскую активность. Она должна стимулировать деятельность ребёнка, будить его фантазию. А если она всё сама умеет, ребёнку остаётся только наблюдать за ней.
2. Барби
Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение
Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, В. Абраменкова выделяет несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей, так как дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам [1].
3. Игрушки из мультфильмов
За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных – американских и японских – мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов.
Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулами, которым мог бы позавидовать любой культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.
Используя в игре такие игрушки, ребенок воспроизводит те действия, которые характерны для конкретного персонажа. На наш взгляд, в пропаганде смелости, решительности, бесстрашия нет ничего плохого. Плохо другое – ребенок, как правило, не соотносит свои действия с возможностями других участников игры, т. е. он может «нападать» на более слабого, не контролируя последствия. Мы считаем, что этот вид игрушек можно рассматривать как скрытую пропаганду жестокости и насилия.
4. Игрушки-монстры
Игрушки-монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины-скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками-монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему-то совершенно нормальному.
Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.
Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа: уродливые гномы, мутанты, тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам. Но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, эти персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.
Напрашивается вывод о том, что современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.
Казалось бы, взрослые должны делать все, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с такими сказочными персонажами. Но в нашей стране интерес к этим персонажам поддерживается как бы искусственно. Например, издается специальный «Журнал для чемпионов покемонов» тиражом в 27,5 тыс. экземпляров. Поскольку журнал имеет прекрасную полиграфию, он ярок, привлекателен для ребенка, можно предположить, что чтение его будет и дальше побуждать ребенка к использовании покемонов в своей игре.
V. Оновными критериями с точки зрения детской психологии в отборе игрушек должны стать :
Как вы теперь считаете, чем следует руководствоваться при выборе игрушек?
- необходимость развития познавательных процессов, начиная с периода новорожденности при помощи игрушек и предметов-заместителей;
- соответствие игрушки возрасту ребенка;
- вопрос об оптимальном для нормального психического развития количестве игрушек и их качестве, под которым они подразумевали степень соответствия игрушки реально существующему предмету;
- использование игрушки как средства развития специальных способностей.
И еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания неспособности получить то, что очень хочется, ребенку совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.
Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть. Поэтому самое главное играйте со своими детьми!